Новости
04.04.2023 20:06

Организация (исполнитель) планирует заключить договор о выполнении проектных работ с организацией - резидентом Республики Казахстан.

Будут ли работы являться объектом налогообложения НДС по законодательству РФ? Какую формулировку в отношении НДС использовать в договоре? Какие документы потребуется представить организации в ФНС в случае неначисления на выполненные работы НДС?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Операции по реализации таких услуг (работ) не являются объектом налогообложения НДС, т.е. эти операции не облагаются НДС в РФ по причине отсутствия объекта налогообложения.

Предоставлять в налоговую инспекцию какие-либо дополнительные документы, помимо налоговой декларации, не требуется.

В договоре с заказчиком работ (услуг) стоимость следует указать с учетом налога, удерживаемого на территории Казахстана.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории России. Следовательно, при выполнении российской организацией проектных работ объект налогообложения НДС возникает в том случае, если местом реализации данных услуг будет признаваться территория РФ.

В силу ст. 7 НК РФ правила и нормы международных договоров РФ имеют приоритет над нормами НК РФ. Так, принципы взимания косвенных налогов в государствах - членах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяются в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор), сторонами которого являются в том числе Республика Казахстан и Российская Федерация.

Пунктом 2 ст. 72 Договора установлено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Порядок взимания косвенных налогов (в том числе российского НДС) при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору (далее - Протокол).

Согласно п. 2 Протокола под инжиниринговыми услугами понимаются инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний). В рассматриваемой ситуации организация выполняет проектные работы, которые, по нашему мнению, могут быть отнесены к инжиниринговым услугам.

На основании подп. 4 п. 29 Протокола местом реализации инжиниринговых услуг, под которыми понимаются и проектные услуги (работы), признается территория государства-члена, налогоплательщиком которого они приобретаются, в данном случае - территория Республики Казахстан (письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-07-13/1/43324).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации местом выполнения проектных услуг (работ), оказываемых заказчику из Казахстана, территория РФ не признается. Это означает, что операции по реализации таких услуг (работ) не являются объектом налогообложения НДС на территории РФ. Обращаем внимание, что для работ (услуг), местом выполнения которых не признается территория РФ, отсутствует объект налогообложения, и поэтому никакая ставка НДС не применяется - ни 20% (10%), ни 0%. В письме Минфина России от 16.08.2013 N 03-07-08/33412 указано, что вывоз проектной документации за пределы Российской Федерации не признается объектом обложения НДС, поэтому какая-либо ставка НДС (в т.ч. нулевая) не применяется. Налогообложение анализируемых операций НДС будет осуществляться по правилам, установленным налоговым законодательством Республики Казахстан (п. 28 Протокола).

При этом организация не теряет права на вычет "входного" НДС. Согласно подп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ подлежит вычету сумма НДС, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ. В ст. 149 НК РФ не поименованы проектные работы, следовательно, суммы "входного" НДС могут быть приняты к вычету.

Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, являются (п. 30 Протокола):

- договор (контракт) о выполнении работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств - членов Союза;

- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

- иные документы, предусмотренные законодательством государств - членов Союза.

В свою очередь, п. 4 ст. 148 НК РФ относит к документам, подтверждающим место выполнения работ (оказания услуг):

- контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Каких-либо дополнительных требований к количеству подтверждающих документов не установлено. Соответственно, для того, чтобы рассматриваемые услуги (работы) не облагались НДС на территории РФ, целесообразно, чтобы из заключенного с заказчиком договора (либо его неотъемлемых частей в виде дополнительных соглашений, спецификаций и т.п.) следовало, что они могут быть квалифицированы как услуги (работы), указанные в подп. 4 п. 29 Протокола. К документам, подтверждающим факт выполнения работ (оказания услуг), особых требований не предъявляется. В качестве них могут выступать соответствующие акты, перечень показателей и порядок составления которых стороны договора определяют самостоятельно.

Таким образом, документами, подтверждающими место реализации услуг (работ), являются договор (контракт), заключенный с контрагентом (с учетом дополнительных соглашений, спецификаций и т.п.), и, например, акты об оказании услуг (выполнении работ).

Порядок заполнения налоговой декларации по НДС утвержден приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее - Порядок). Реализацию работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается, отражают в разд. 7 декларации по НДС, что закреплено порядком заполнения декларации. Абзацем третьим подп. 44.2 п. 44 Порядка предусмотрено, что при отражении в графе 1 операций, не признаваемых объектом налогообложения, под соответствующими кодами операций налогоплательщиком заполняются показатели в графе 2. При этом представлять в налоговую инспекцию какие-либо дополнительные документы, помимо налоговой декларации, не требуется.

Во избежание споров в договоре с заказчиком работ (услуг) стоимость следует указать с учетом налога, удерживаемого на территории Казахстана. При этом обосновать факт невозникновения у российского исполнителя обязанности по уплате НДС на территории РФ можно, сославшись на подп. 4 п. 29 Протокола. Следует также отметить, что порядок налогообложения НДС целиком зависит от вида оказываемых работ (услуг).

В п. 1 ст. 248 НК РФ указано, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг), но это положение не распространяется на суммы налогов, уплачиваемых российской организацией на территории иностранных государств. Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами (п. 1 ст. 311 НК РФ).

Следовательно, удержанный покупателем казахский НДС следует признать расходом российской организации. Относительно его учета для целей налогообложения прибыли существуют разные точки зрения. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Российская IT-компания оказывает организации, расположенной на территории Казахстана, услуги по двум договорам: договору подряда (услуги по созданию и внедрению web-сайта) и договору по передаче лицензии на использование разработанного российской организацией программного продукта. На территории Казахстана у российской организации нет представительства. Организация Казахстана предполагает внести в договор пункт о том, что по законодательству Казахстана НДС входит в цену договора, и в связи с этим собирается удержать 15% от суммы договора, перечисляя организации только 85%. Каков порядок уплаты НДС и налога на прибыль российской организацией? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2016 г.)

Согласно последним разъяснениям налогоплательщик может учесть суммы косвенного налога, уплаченного по законодательству иностранного государства, при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 10.11.2022 N 03-03-06/1/109257, от 14.07.2022 N 03-03-06/1/67957, от 28.05.2021 N 03-03-06/1/41255, от 14.09.2020 N 03-03-06/1/80340, от 18.03.2019 N 03-03-06/1/17684, от 07.09.2018 N 03-03-06/1/64126, от 25.06.2018 N 03-03-06/1/43473, от 11.01.2016 N 03-03-06/35, ФНС России от 03.09.2013 N ЕД-4-3/15969@).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Коренева Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

 

Арендуется земельный участок сельскохозяйственного назначения на срок более 12 месяцев. Объект подпадает под понятие "право пользования активом". Однако согласно п. 17 ФСБУ 25/2018 стоимость права пользования активом погашается посредством амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются. Земельный участок в бухгалтерском учете не амортизируется.

Каким образом будет амортизироваться право пользования активом?

 

Земельные участки (ЗУ) как основные средства не подлежат амортизации, поскольку, как правило, имеют неограниченный срок полезного использования.

В п. 17 ФСБУ 25/2018 указывается, что стоимость права пользования активом (ППА) погашается посредством амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются.

С учетом сказанного можно предположить, что если предмет аренды не амортизируется (как земельные участки), то и право пользования им не амортизируется. Вместе с тем дальнейший порядок действий в такой ситуации ФСБУ 25/2018 не раскрывает.

Если считать, что в отношении права пользования арендованными земельными участками амортизация не начисляется, то организации следует признать в учете ППА, но при этом не начислять по ним амортизацию. Но в таком случае получается, что на протяжении всего срока аренды (который, как мы понимаем, приближен к 49 годам) арендатор не сможет в полной мере признавать в бухгалтерском учете затраты, связанные с арендными отношениями. Напомним, в общих случаях арендатор учитывает в расходах сумму амортизации, начисленной на ППА, и процентные расходы (п. 20 ФСБУ 25/2018). Если не начислять амортизацию, то в расходах будут учитываться только проценты, очевидно, составляющие лишь малую долю фактических затрат арендатора. Это, как представляется, влечет искажение информации о реальном финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности, необходимом пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

При таких обстоятельствах существуют разные мнения по вопросу начисления амортизации в случае аренды земельных участков. К примеру, банковский регулятор (п. 9 письма Банка России от 24.10.2019 N 17-1-2-6/86) со ссылками на МСФО 16 считает, что актив в форме права пользования, являющийся земельным участком, должен амортизироваться в течение срока аренды. Основной аргумент: земельный участок имеет неограниченный срок полезного использования, срок полезного использования актива в форме права пользования строго ограничен сроком аренды.

Право пользования земельным участком не должно амортизироваться в следующих ситуациях:

- договором аренды предусмотрен выкуп ЗУ или

- у арендатора имеется преимущественное право выкупа, и не исключено, что он этим правом воспользуется;

- на ЗУ (в отношении которого у арендатора имеется преимущественное право выкупа) расположено здание со сроком полезного использования больше срока аренды.

В иных случаях в случае аренды земли срок полезного использования актива в форме права пользования землей ограничен сроком аренды.

Срок полезного использования ППА определяется не столько сроком аренды, но в большей части исходя из планируемого срока использования этого участка, если он меньше срока аренды (п. B37 МСФО 16) (смотрите также материал: Нюансы аренды земельных участков в свете МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (Е. Миркина, журнал "МСФО и МСА в кредитной организации", N 1, январь-март 2020 г.)).

Срок аренды является оценочным значением и может быть пересмотрен в любой момент при возникновении соответствующих предпосылок (например продление договора аренды, строительство основного средства на ЗУ) (п. 3 ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений").

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Каткова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Подотчетное лицо представило от индивидуального предпринимателя следующие документы по аренде автовышки:

1) накладная, в которой отражается услуга;

2) квитанция к приходно-кассовому ордеру.

Кассовый чек отсутствует, так как у индивидуального предпринимателя нет кассового аппарата.

Можно ли принять в расходы данную услугу на основании полученных документов? Какой документ должен представить индивидуальный предприниматель в качестве подтверждения права на неприменение кассового аппарата?

 

Подотчетное лицо прикладывает к авансовому отчету все имеющиеся у него документы. В бухгалтерии проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету (графы 7-8), и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы (графа 9).

Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке.

В подавляющем большинстве случаев если речь идет о фискализируемых расчетах после 01.07.2021, это будет именно "бумажный" кассовый чек (или БСО), поскольку после окончания отсрочки практически все организации и ИП при осуществлении деятельности в статусе ИП обязаны применять контрольно-кассовую технику. При этом в настоящее время расчеты с физическим лицом за товар (работу, услугу) требуют применения ККТ независимо от формы расчета (наличный, безналичный или, например, зачет взаимных требований) (письмо ФНС России от 18.11.2020 N АБ-4-20/18887@, письмо Минфина России от 17.07.2019 N 03-01-15/53174). Это предполагает формирование кассового чека (БСО) с включением в него обязательных реквизитов и выдачу (направление) его клиенту (покупателю) в установленном порядке и сроки (пп. 5.3, 5.4 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сказанное не касается случаев-исключений, среди которых можем выделить следующие: ККТ может не применяться в расчетах ИП на ПСН в случае осуществления определенных видов деятельности, к которым не отнесена передача в аренду движимого имущества (автотранспорта), также онлайн-кассса не нужна при расчетах в труднодоступных местах. Но в каждом из этих случаях вместо чека должен выдаваться иной документ о расчете с обязательными реквизитами, которым квитанция с ПКО не является.

Еще в рассматриваемом случае отсутствие онлайн-кассы могло быть обусловлено применением ИП налога на профессиональный доход (но и в этом случае им формируется чек согласно ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ; проверить статус ИП как самозанятого можно через соответствующий сервис на сайте ФНС России: https://npd.nalog.ru/check-status/).

Тем самым если кассовый чек не был выдан (направлен), то авансовый отчет принимается без него, в этом случае не исключен риск спора относительно признания расходов по такому авансовому отчету.

Обратите внимание: Закон о ККТ не наделяет работодателя полномочиями по контролю за соблюдением контрагентами - пользователями ККТ установленных данным НПА правил, поэтому формально организация может только запросить у ИП основания права не фискализировать расчеты и направить запрос о факте неприменения им ККТ в налоговые органы.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Сотрудник вернул подотчетные денежные средства в кассу предприятия через два месяца (с нарушением срока).

Надо ли начислять НДФЛ и страховые взносы?

 

В соответствии с п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У подотчетное лицо обязано в срок, установленный руководителем юридического лица, ИП (а не в трехдневный срок, как было предусмотрено до 30.11.2020), предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.

Контролирующие органы придерживаются мнения, что если подотчетное лицо не отчиталось в положенный срок, а работодатель принял решение не удерживать сумму задолженности из его зарплаты, то такие выплаты рассматриваются как выплаты в рамках трудовых отношений и облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, то есть экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ (статьи 209, 41 НК РФ). По мнению Минфина России, а также налоговых органов, в случае невозврата лицом подотчетных сумм, равно как и в случае непредставления документов, подтверждающих произведенные расходы, у подотчетного лица возникает доход в денежной форме, учитываемый для целей исчисления НДФЛ.

Сказанное позволяет нам считать, что только нарушение установленного срока (если таковое случилось в данном случае) не приводит к обложению подотчетных сумм НДФЛ и включению их в облагаемую страховыми взносами базу.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Можно ли произвести взаимозачет задолженностей по разным ставкам НДС в рамках одного договора: суммы задолженности исполнителю за оказанные услуги (поставку товара, выполненные работы) с НДС 20% и штрафных санкций без НДС, выставленных заказчиком за нарушение исполнителем сроков оказания услуг (поставки товара, выполнения работ)?

 

Зачет встречного однородного требования является одной из форм прекращения обязательств, т.е. при проведении зачета прекращаются взаимные обязательства сторон. Заметим, что зачет является односторонней сделкой - для зачета достаточно заявления одной стороны (ст. 407, 410 ГК РФ).

Зачетом могут погашаться требования, как включающие НДС, так и не облагаемые НДС, на порядке применения НДС это никак не отражается. В расчет принимается непосредственно размер погашаемых таким образом взаимных обязательств независимо от того, включают они в себя НДС (и по какой ставке) или нет.

Согласно положениям ст. 171, 172 НК РФ зачет встречных однородных требований не влияет на порядок применения налоговых вычетов по НДС у покупателя (Заказчика). Соответственно, НДС, предъявленный Исполнителем при оказании услуг, может быть принят Заказчиком к вычету на общих основаниях.

То есть само по себе проведение взаимозачета не влияет на налогообложение НДС.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Какие требования предъявляются к заполнению графы 19 "Примечание" Инвентаризационной описи ф. 0504087? Корректно ли в графе 19 "Примечание" Инвентаризационной описи ф. 0504087 по счету 102 указать: "Срок использования определен и составляет 36 месяцев"? Надо ли пересматривать срок полезного использования нематериального актива, если объект используется и по нему начислена амортизация в размере 100%?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Методические указания не предусматривают условия об обязательном заполнении в Инвентаризационной описи (ф. 0504087) графы 19 "Примечание". Детальный порядок отражения информации в качестве иной в графе 19 Инвентаризационной описи (ф. 0504087) может быть определен учетной политикой учреждения.

Истечение срока полезного использования объекта нематериального актива (далее - НМА), по которому начислена амортизация в размере 100%, не является основанием для пересмотра срока его полезного использования.

 

Обоснование позиции:

Форма Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее - Инвентаризационная опись ф. 0504087) и порядок ее заполнения утверждены Приказом N 52н. В графе 19 "Примечание" Инвентаризационной ведомости (ф. 0504087) указывается информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах:

а) по объектам учета, в отношении которых выявлена недостача, - количество объектов учета, выбывших в пределах норм естественной убыли;

б) информация о причинах (основаниях) изменения статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации;

в) иная информация.

При этом Методические указания не предусматривают требования об обязательном заполнении графы 19 "Примечание" Инвентаризационной описи (ф. 0504087), если в этом нет необходимости. В то же время в графе 19 "Примечание" может указываться информация об установленном сроке полезного использования объекта, об изменении статуса и целевой функции объекта с предыдущей инвентаризации, об изменении счета бухгалтерского учета, о наличии или отсутствии признаков обесценения для каждого объекта нефинансовых активов и иная информация и др. информация.

Относительно изменения срока полезного использования нематериального актива (далее - НМА) отметим следующее.

Согласно нормам п. 6 Стандарта "Нематериальные активы" НМА могут быть с определенным и неопределенным сроком полезного использования. Срок полезного использования определяется для расчета нормы амортизации. Амортизации подлежат только нематериальные активы с определенным сроком полезного использования. Сроком полезного использования НМА является период, в течение которого учреждением предполагается использование актива. При определении срока полезного использования объекта НМА учитываются факторы, установленные п. 60 Инструкции N 157н и п. 27 Стандарта "Нематериальные активы".

В целях расчета сумм амортизации объектов НМА комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов ежегодно определяет продолжительность периода, в течение которого предполагается использовать НМА, и в случаях его существенного изменения уточняет срок его полезного использования. Возникшая в связи с этим корректировка суммы начисляемой ежемесячно амортизации осуществляется начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произведено уточнение срока полезного использования (п. 61 Инструкции N 157н). При этом начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости (п. 39 Стандарта "Нематериальные активы").

Положениями п. 61 Инструкции N 157н, п. 27 Стандарта "Нематериальные активы" предусмотрена возможность уточнения срока полезного использования НМА, в том числе объектов НМА с неопределенным сроком полезного использования по результатам инвентаризации, проводимой в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом из буквального прочтения данных норм следует, что уточнять срок полезного использования необходимо в целях расчета амортизации в случае изменения указанных в п. 27 Стандарта "Нематериальные активы" факторов и (или) условий использования НМА (смотрите, в частности, пример N 3 письма Минфина России от 30.11.2020 N 02-07-07/104384).

Срок полезного использования объектов НМА является оценочным значением, изменения которого отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно (п. 25 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". Учитывая, что амортизация по объекту НМА на момент проведения амортизации полностью начислена, пересмотр срока полезного использования объекта НМА не повлияет на изменение показателей отчетности как за отчетный период, так и в будущих периодах. Соответственно, информация об изменении оценочного значения при таких обстоятельствах существенной не является. При этом указание в графе 8 Инвентаризационной описи (ф. 0504087) соответствующего статуса объекта НМА, по нашему мнению, является достаточным для признания его соответствующим критериям актива, то есть основанием для дальнейшего его учета на балансовом счете.

В то же время в графе 19 "Примечание" Инвентаризационной описи (ф. 0504087) указывается в том числе иная информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах. Учетной политикой субъекта учета может быть определен перечень информации, указываемой в качестве иной в графе 19.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сильвестрова Татьяна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

 

 

Организация (подлежит обязательному аудиту) отразила в учете переход на ФСБУ 6/2020 и 25/218 с 01.01.2022 по альтернативному методу. По ПБУ 1/2008 она продолжает использовать затратный метод.

Как в пояснениях к отчетности отразить последствия изменения учетной политики в связи с началом применения новых стандартов?

 

Последствия изменения учетной политики в связи с началом применения новых стандартов отражаются в первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной с применением соответствующего Стандарта.

Так, в первой отчетности, составленной за год, с начала которого применяются новые стандарты, раскрывается информация об изменении учетной политики (п. 24 ПБУ 1/2008), в частности:

1) причина изменения учетной политики;

2) содержание изменения учетной политики и выбранный порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности, а также факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным новым ФСБУ (ретроспективно или перспективно, или в порядке, предусмотренном соответствующим новым ФСБУ);

3) В табличной форме можно представить:

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов (отсутствуют при применении перспективного способа отражения влияния изменений учетной политики на отчетность);

- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно (отсутствует при применении перспективного способа отражения влияния изменений учетной политики на отчетность).

Следовательно, в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организации требуется раскрыть информацию об изменении учетной политики в связи с началом применения ФСБУ, в т.ч. указав суммы корректировок, повлиявших на изменение строк отчетности на 31.12.2021. Например: "С 1 января 2022 года организация применяет ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".

В связи с применением альтернативного (предусмотренного п. 49 ФСБУ 6/2020 и п. 25.1 ФСБУ 26/2020) способа отражения изменений учетной политики в связи с началом применения данных Стандартов:

1) списаны с баланса основные средства, не отвечающие требованиям признания их в качестве основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020, на счет нераспределенной прибыли в размере... тыс. руб.;

2) осуществлена корректировка балансовой стоимости основных средств в сумме... и капитальных вложений в сумме...

Расшифровка сумм корректировок по группам основных средств: (далее приводится сравнительная информация об изменении остаточной стоимости ОС в разрезе видов активов (ОС или капвложения и в разрезе групп));

3) корректировка отложенных налогов, связанная с корректировкой балансовой стоимости основных средств, отнесена на счет нераспределенной прибыли. Совокупная величина отложенных налогов, относящихся к активам, балансовая стоимость которых была изменена в связи с переходом на новые стандарты, составила... тыс. руб.

"С 1 января 2022 года организация ведет учет договоров аренды в соответствии с ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды". При переходе на ФСБУ 25/2018 по каждому договору аренды, действующему на 01.01.2022, организацией единовременно признаны на 31.12.2021 право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на счет 84 "Нераспределенная прибыль" в соответствии с п. 50 ФСБУ 25/2018. Общая сумма корректировок составила... тыс. руб. (отражена в разделе 2 отчета об изменениях капитала за 2022 год), которая состоит из..." (далее описывается стоимость права пользования активами и обязательства по аренде, а также списываемые активы и обязательства, признанные ранее в порядке, применяемом организацией до применения ФСБУ 25/2018).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Каткова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Организация 1 (АО) реорганизуется путем выделения АО 2. Акционеры (физические лица) в организации 2 - такие же, как и в организации 1. Вновь созданная организация 2 продается. Срок владения акциями у акционеров организации 1 - более пяти лет. Организации относятся к IT-сектору.

Сохраняются ли нормы по исчислению НДФЛ (срок владения более пяти лет, следовательно, не уплачивается НДФЛ) при продаже акций организации 2 физическим лицам?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если реализуются акции, составляющие уставный капитал организации (компании 2), не более 50 процентов активов которой по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, или акции высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, то в их отношении имеются предпосылки для освобождения дохода от налогообложения НДФЛ.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в ст. 217 НК РФ.

Согласно п. 17.2 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходы физических лиц, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 НК РФ, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

В силу абзаца 2 п. 17.2 ст. 217 НК РФ при реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком в результате реорганизации организаций, срок нахождения таких акций в собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения им в собственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

Из взаимосвязи п. 13 ст. 214.1, п. 19 ст. 217 НК РФ, на наш взгляд, следует, что в целях применения п. 17.2 ст. 217 НК РФ под реорганизуемой организацией понимается первоначальная организация, в отношении которой происходит процедура реорганизации.

Представители финансового ведомства (смотрите письмо Минфина России от 20.04.2017 N 03-04-06/23742) разъясняют смысл вышеприведенной нормы следующим образом: ...Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. При этом для целей применения п. 17.2 ст. 217 НК РФ основание приобретения доли в уставном капитале значения не имеет.

Из вышеизложенного следует, что в случае реорганизации общества в форме присоединения или выделения срок нахождения доли в уставном капитале реорганизованного общества или общества, созданного в результате реорганизации, в собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения им в собственность долей в уставном капитале реорганизуемых организаций...

Аналогичный подход усматривается и в письме Минфина России от 15.03.2016 N 03-04-06/14288.

Подобное мнение высказано и представителями ФНС России на официальном сайте ФНС России в разделе "Часто задаваемые вопросы", август 2019 г. (смотрите материал: Вопрос: Каков порядок обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), декларирования дохода, полученного физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, от продажи доли в уставном капитале организации?).

В свою очередь, в письме Минфина России от 10.07.2019 N 03-04-07/51218 указывается, что в отношении срока нахождения акций в собственности налогоплательщика в целях применения соответствующего освобождения от налогообложения установлен особый порядок.

Федеральным законом от 23.06.2014 N 167-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" п. 17.2 ст. 217 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому, в частности, при реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком в результате реорганизации организаций, срок нахождения таких акций в собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения им в собственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

Особый порядок исчисления срока нахождения акций в собственности налогоплательщика в целях применения абзаца первого п. 17.2 ст. 217 НК РФ не влияет на момент возникновения права собственности на проданные акции, а лишь является дополняющей нормой.

Таким образом, из логики финансистов следует, что срок нахождения акций в собственности налогоплательщика в целях применения абзаца первого п. 17.2 ст. 217 НК РФ не равен сроку, исчисляемому с момента возникновения права собственности налогоплательщика на акции, приобретенные в результате реорганизации, в т.ч. в форме выделения.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что для целей исчисления НДФЛ срок владения акциями компании 2 у акционеров составляет более пятилет, что дает основания для освобождения дохода от их реализации от налогообложения.

Однако мы не исключаем, что такое решение может привести к претензиям проверяющих.

Сказанное подтверждается имеющейся арбитражной практикой.

Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 N 09АП-6450/21 по делу N А40-177494/2020 судьи поддержали налогоплательщика в вопросе освобождения дохода от налогообложения, отметив, что иное толкование и применение п. 17.2 ст. 217 НК РФ противоречит всей сути данной налоговой льготы и лишает любого налогоплательщика, который приобрел акции в результате реорганизации эмитента, права на освобождение от уплаты налогов, гарантированного законом.

Схожие выводы сделаны и в кассационном определении СК по административным делам ВС РФ от 01.06.2022 N 44-КАД21-10-К7 (доведено письмом ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@).

Следовательно, если акции компании 2 удовлетворяют критериям, перечисленным в п. 2 ст. 284.2 НК РФ, то в данном случае имеются предпосылки для освобождения дохода от их реализации от налогообложения НДФЛ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Организация является исполнителем по договору о выполнении работ (в том числе научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ). При этом оформляется смета на выполнение работ, которая является расчетом цены работ.

Должна ли величина расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, относимая в состав общехозяйственных расходов, учитываться при расчете нормы накладных расходов?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Величина рассматриваемых в вопросе затрат на НИОКР, относимая в состав общехозяйственных расходов, не должна приниматься во внимание при расчете нормы накладных расходов, если в данном случае имеет место получение результата НИОКР, который непосредственно не используется для управленческих нужд организации.

 

Обоснование позиции:

 

Особенности учета расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы в бухгалтерском учете

 

Нормы ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" применяются в том числе организациями, выполняющими НИОКР собственными силами (п. 1 ПБУ 17/02).

На основании п. 2 ПБУ 17/02 указанное Положение применяется в отношении НИОКР:

- по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке;

- по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии с п. 5 ПБУ 17/02 информация о расходах на НИОКР отражается в бухгалтерском учете в качестве вложений во внеоборотные активы. По окончании НИОКР расходы в общем случае списываются на расходы по обычным видам деятельности (пп. 7 и 10 ПБУ 17/02).

В случае невыполнения хотя бы одного из указанных в п. 7 ПБУ 17/02 условий расходы организации, связанные с выполнением НИОКР, признаются прочими расходами отчетного периода. Также признаются прочими расходами отчетного периода расходы на НИОКР, которые не дали положительного результата

В данном случае мы должны исходить из того, что рассматриваемые работы принесли положительный научно-технический результат.

В силу п. 10 ПБУ 17/02 затраты на НИОКР подлежат списанию на расходы по обычным видам деятельности с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд организации.

Срок списания расходов на НИОКР организация устанавливает самостоятельно исходя из ожидаемого срока полезного использования полученных результатов НИОКР, но не более пяти лет (п. 11 ПБУ 17/02).

В течение отчетного года списание расходов на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности осуществляется равномерно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа списания расходов (п. 14 ПБУ 17/02).

 

Понятие накладных расходов

 

Как мы поняли из рассматриваемой ситуации, организация является исполнителем по договору на выполнение работ (в том числе НИОКР). При этом определяется смета на выполнение работ, которая является расчетом цены работ (пп. 1, 3, 4 ст. 709 ГК РФ).

В данном случае имеет место ситуация, при которой организация списывает ранее произведенные затраты на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности.

По общему правилу в соответствии с пп. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В силу п. 8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (п. 9 ПБУ 10/99).

Согласно п. 10 ПБУ 10/99 правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

В части, не противоречащей действующим нормативным документам, утвержденным Минфином России, при учете затрат на производственной стадии организация может применять правила Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д (далее - Основные положения).

На основании абзаца второго п. 96 Основных положений на предприятиях с бесцеховой структурой управления определенная часть расходов на обслуживание производства и управление (заработная плата мастеров, расходы на содержание и ремонт производственных помещений и др.) учитывается и распределяется в составе общезаводских расходов. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, на этих предприятиях учитываются в статье того же наименования в целом по предприятию и распределяются между отдельными видами продукции, а также между товарным выпуском и незавершенным производством с помощью сметных ставок в общем порядке, изложенном во втором разделе Основных положений.

Отметим, что понятие накладных расходов и их состав для всех отраслей экономики законодательно не определены.

Между тем нормирование накладных расходов предусмотрено:

- в строительстве (смотрите Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (утверждена приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика)));

- в химической промышленности (смотрите Методические положения по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса, утвержденные приказом Минпромнауки России от 04.01.2003 N 2).

Так, в подп. д) п. 18 Методики имеется упоминание о том, что к накладным расходам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Таким образом. накладные расходы - косвенные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы, которые в общем случае возникают в связи с управлением производством и его обслуживанием.

Пунктом 6 Методики определено, что стоимость строительных работ, работ по монтажу оборудования включает:

- сметные прямые затраты,

- накладные расходы

- сметную прибыль,

- а также отдельные виды затрат, относимые на стоимость строительно-монтажных работ.

При этом в смету работ по договору может включаться определенная часть накладных расходов, связанных с осуществлением работ по этому договору.

В соответствии с подп. д) п. 18 Методики расчеты калькуляционных цен, предоставляемые производителями, расположенными на территории Российской Федерации, содержат общепроизводственные и общехозяйственные расходы (накладные расходы), затраты на амортизацию, которые формируются в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском и налоговом учете. Предоставляется расшифровка каждой статьи затрат или указывается только планируемая доля (норма) данных расходов.

Как видим, затраты на амортизацию учитываются отдельно от накладных расходов при расчете калькуляционных цен.

Распределяемые в состав расходов по обычным видам деятельности затраты на НИОКР, составляющие стоимость внеоборотного актива, по механизму, схожему с амортизацией, списываются в расходы периода, в котором было начато фактическое применение полученных результатов в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд организации.

По сути их возможный учет в смете также должен производиться вне суммы накладных расходов. Тогда включение таких расходов в смету следует отдельно оговаривать в договоре с заказчиком.

Однако допустить включение в состав накладных расходов затрат на НИОКР (в соответствующей части) возможно в схожей ситуации только в случае, если полученные результаты НИОКР используются для управленческих нужд организации. В этом случае общехозяйственные расходы на предприятиях с бесцеховой структурой управления будут сформированы в том числе с учетом таких затрат (которые списываются в расходы, например, пропорционально объему продукции).

При этом отметим, что порядок калькулирования себестоимости работ и составления сметы при выполнении работ в ситуации, близкой к рассматриваемой, нормами законодательства не установлен.

Если в данном случае имеет место получение результата НИОКР, который непосредственно не используется для управленческих нужд организации, как и не используется в получении результата работ, реализуемых организацией-исполнителем своему заказчику, то в такой ситуации организация-исполнитель никак не сможет обосновать нормами законодательства необходимость учета в смете работ данных расходов на НИОКР.

Таким образом, полагаем, что величина рассматриваемых в вопросе затрат на НИОКР, относимая в состав общехозяйственных расходов, не должна приниматься во внимание при расчете нормы накладных расходов, если в данном случае имеет место получение результата НИОКР, который непосредственно не используется для управленческих нужд организации.

В подобном случае данная величина должна исключаться из состава общехозяйственных расходов при расчете нормы накладных расходов.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Графкин Олег

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Организация "А" (зарегистрирована в Казахстане) оказывает с территории Казахстана рекламные услуги российской организации "Б" (зарегистрирована в РФ). Организация "Б" является налоговым агентом по НДС. В каком порядке организация "Б" имеет право на вычет агентского НДС в 2023 году?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация "Б" в данном случае имеет право применять вычет агентского НДС в 2023 году при выполнении требований п. 3 ст. 171, п. 2 ст. 172 НК РФ (подробнее ниже). Отличие данных требований от действовавших ранее правил заключается в том, что теперь налоговые агенты имеют право на вычет по факту исчисления, а не уплаты НДС.

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС (далее также - налог) на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Так, на основании п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат и суммы налога, исчисленные налоговыми агентами, указанными в п. 2 ст. 161 НК РФ, в том числе в связи с приобретением на территории РФ рекламных услуг у иностранных организаций. Право на данные налоговые вычеты имеют заказчики - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика НДС, при условии, что услуги были приобретены ими для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении они исчислили налог в соответствии со ст. 161 НК РФ. К таким целям в отношении рекламных услуг относятся в том числе их приобретение для передачи прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, указанные в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория РФ (подп. 4 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Из п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что рассматриваемые налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих исчисление сумм налога налоговыми агентами, после принятия на учет приобретенных рекламных услуг и при наличии соответствующих первичных документов (смотрите, например, письма ФНС России от 08.10.2021 N БВ-4-3/14235@, Минфина России от 20.03.2018 N 03-07-08/17279). Принимая во внимание п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, полагаем, что к документам, подтверждающим исчисление НДС налоговыми агентами, относятся оформляемые ими счета-фактуры.

Приведенная редакция п. 3 ст. 171, п. 2 ст. 172 НК РФ действует с 01.01.2023. Как видим, теперь в них идет речь об исчисленных, а не уплаченных налоговыми агентами суммах налога. Следовательно, налоговые агенты могут применять вычет НДС в том налоговом периоде (квартале ст. 163 НК РФ), в котором они исчислили соответствующие суммы налога, не дожидаясь факта их уплаты в бюджет (при условии выполнения в данном налоговом периоде иных условий для вычета). Это важно, поскольку с начала 2023 года абзацы второй и третий п. 4 ст. 174 НК РФ, предусматривавшие уплату НДС налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным контрагентам за услуги (работы), утратили силу. В этой связи налоговые агенты - покупатели услуг у иностранных организаций теперь должны уплачивать в бюджет НДС, удержанный при оплате данных услуг (в том числе и авансом), руководствуясь общим правилом, установленными п. 1 ст. 174 НК РФ, то есть равными долями не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (смотрите письмо ФНС России от 07.09.2022 N СД-4-3/11844@). На наш взгляд, руководствоваться новым порядком уплаты налоговыми агентами НДС в бюджет следует в отношении налога, исчисленного с 01.01.2023, поскольку до указанной даты действовали специальные правила уплаты НДС, установленные абзацем вторым п. 4 ст. 174 НК РФ.

 

К сведению:

Законом установлено, что налоговая база по НДС при покупке на территории РФ рекламных услуг у иностранной организации должна определяться налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации иностранными лицами услуг на территории РФ с учетом главы 21 НК РФ как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ), что в общем случае предполагает исчисление НДС по расчетной налоговой ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Если же из условий договора с иностранным контрагентом следует, что цена установлена без учета НДС, подлежащего уплате в России, то налоговому агенту следует сначала самостоятельно увеличить стоимость услуг на сумму налога (с применением ставки 20% - п. 3 ст. 164 НК РФ) и в итоге уплатить его в бюджет за счет собственных средств с сохранением права на налоговый вычет (смотрите, например, письма Минфина России от 23.07.2021 N 03-07-14/59243, от 16.11.2020 N 03-07-08/99626, от 26.05.2016 N 03-07-13/1/30201, от 13.04.2016 N 03-07-08/21231, от 12.11.2014 N 03-07-08/57178, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, постановления Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11, от 18.05.2010 N 16907/09, смотрите также п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). Полагаем, что данный подход действует и в 2023 году.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

 

 

В ООО нет наемных работников, гражданско-правовые договоры с физическими лицами не заключались. С генеральным директором трудовой договор не заключался, заработная плата не выплачивается. Есть ли у ООО обязательство представлять ежемесячно отчетность по форме "Персонифицированные сведения о физических лицах"?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организация должна представлять в составе персонифицированных сведений о физических лицах информацию о генеральном директоре.

 

Обоснование позиции:

С 01.01.2023 плательщики страховых взносов ежемесячно должны представлять в налоговый орган персонифицированные сведения о физических лицах (Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@, смотрите также информацию ФНС России от 02.11.2022).

Как следует из содержания вопроса, организация (в том числе в отношении генерального директора) не заключала трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, выплат и вознаграждений любого характера в адрес физических лиц не производила.

На текущий момент официальные разъяснения (в том числе налоговых органов), в части вопроса об обязанности представления с 01.01.2023 соответствующих персонифицированных сведений организацией, в случае отсутствия у нее заключенных трудовых договоров, гражданско-правовых договоров, по которым производились выплаты любого характера, отсутствуют.

В то же время отметим следующее.

Исходя из официальных разъяснений, в силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Трудовая функция руководителя организации в силу части 1 статьи 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации и т.д.) (смотрите письма Минфина России от 25.02.2019 N 03-15-05/12018, Минтруда РФ от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846).

Так, к примеру, для подтверждения наличия трудовых отношений между Обществом и его директором - единоличным исполнительным органом наличия оформленного трудового договора не требуется, указанное лицо считается состоящим в трудовых отношениях с Обществом с даты возложения на него соответствующих полномочий (постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.09.2019 N Ф04-3387/19 по делу N А45-35245/2018).

В качестве свидетельства наличия трудовых отношений может быть признано подписание директором распорядительных документов, отчетности, договоров, первичных документов.

Также отметим, что обязанность представления персонифицированных сведений в налоговый орган с 2023 года установлена п. 7 ст. 431 НК РФ, т.е. той же нормой, что и обязанность представления расчета по страховым взносам.

При этом специалисты ФНС России в своих письмах неоднократно отмечали, что Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности. При отсутствии выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, такой плательщик обязан представить в налоговый орган в установленный срок расчет с нулевыми показателями (в отличие от расчета по форме 6-НДФЛ, который не представляется, если организация не осуществляет каких-либо выплат физическим лицам) (смотрите, к примеру, письмо ФНС России от 22.04.2021 N БС-3-11/3059@).

Как отмечено в письме Минфина России от 25.02.2019 N 03-15-05/12018, представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный период.

Отсутствие факта начисления выплат и иных вознаграждений за отчетный период не являлось основанием и для непредставления отчетности по форме СЗВ-М в отношении руководителей, с которыми не заключались трудовые или гражданско-правовые договоры (Письмо ПФР от 06.05.2016 N 08-22/6356, Постановление Арбитражного суда СЗО от 26.01.2022 N Ф07-19413/2021).

В Письме ГУ - ОПФР по г. Москве и Московской обл. от 05.07.2021 N Т-20930/1-08/25023 отмечено, что сведения (в период применения Формы СЗВ-М) на руководителя необходимо представить, даже если с ним не заключен трудовой договор. В данном Письме указано, что отсутствие трудового договора в таком случае роли не играет, важны фактические трудовые отношения. В Письме ПФ ссылается на Определение ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6362/09, в котором указано, что назначение лица на должность директора оформляется решением единственного учредителя общества, следовательно, трудовые отношения с директором как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника. Следовательно, такие отношения характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора.

Считаем, что данная позиция контролирующих органов, в части обязанности организации предоставлять персонифицированные сведения на руководителя, даже в случае отсутствия оформленного с ним трудового договора и при отсутствии каких-либо выплат в его адрес, останется неизменной и с 01.01.2023 организация обязана представлять такие сведения.

Главное у налоговых органов есть данные о том, что генеральный директор был назначен на данную должность соответствующим решением учредителя (учредителей) организации, руководитель организации в том числе единолично подписывал и подписывает ЭЦП всю отчетность, представленную ранее и представляемую в данный момент в налоговый орган, т.е. генеральный директор выполняет руководящие функции в финансово-хозяйственной деятельности организации и, соответственно, фактически выполняет трудовую деятельность.

С учетом изложенного выше, во избежание разногласий, споров с налоговым органом, организации целесообразно подстраховать себя и подать сведения на генерального директора. При этом в сведениях отражаются только персонифицированные данные генерального директора, т.е. без указания суммовых показателей ввиду их отсутствия.

Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Учитывая отсутствие арбитражной практики и официальных разъяснений по изложенной в запросе ситуации, для более объективной оценки налоговых рисков рекомендуем организации обратиться за соответствующими письменными разъяснениями непосредственно в Минфин России (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шайхутдинов Газинур

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

 

 

Российская организация на ОСН (далее - Организация) приобретает товар у зарубежного поставщика по импортному контракту, валюта договора в USD, все взаиморасчеты в USD. Контракт один, длительно действующий, товар поступает отдельными партиями по накладным.

Организацией был выплачен аванс с валютного счета СТСТ-000603 от 31.03.2021 на сумму 22 369,00 USD. Под этот аванс планировалась поставка товара, однако она не была осуществлена. В связи с этим Организацией было принято решение зачесть выданный аванс в счет оплаты нескольких поступлений товара:

- поступление (акт, накладная, УПД) СТУТ-000386 от 04.04.2021 на 7841,91 USD;

- поступление (акт, накладная, УПД) СТУТ-000430 от 26.04.2021 на 555,00 USD;

- поступление (акт, накладная, УПД) СТУТ-000648 от 01.05.2021 на 13 972,09 USD.

Зачет аванса был произведен 12.04.2022 по курсу 79,1596 на общую сумму 22 369,00 USD.

По какому курсу доллара следовало отражать зачет аванса в счет оплаты товара и как отражать курсовые разницы в бухгалтерском и налоговом учете?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете импортируемый товар должен приниматься к учету по стоимости, которая пересчитана в рубли по курсу на дату перечисления аванса (31.03.2021), при этом пересчета суммы расчетов с поставщиком не возникнет, а следовательно, не возникает и курсовых разниц.

 

Обоснование вывода:

 

Бухгалтерский учет

 

На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) к объектам бухгалтерского учета относятся в том числе активы организации, под которыми следует понимать и товары.

Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте РФ. Для отражения операций в бухгалтерском учете стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ (части 2, 3 ст. 12 Закона N 402-ФЗ). Формирование организацией в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, производится в соответствии с положениями ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (далее - ПБУ 3/2006).

Пересчет стоимости актива или обязательства в рубли производится по курсу, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (п. 6 ПБУ 3/2006).

В силу пп. 7, 10 ПБУ 3/2006 пересчёт средств полученных и выданных авансов, предварительной оплаты после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится.

В соответствии с пп. 6, 9 ПБУ 3/2006 приобретаемый товар, стоимость которого выражена в иностранной валюте, принимается к бухгалтерскому учету в оценке в рублях по курсу, действующему на дату принятия его к учету (дату перехода права собственности) (Приложение к ПБУ 3/2006, п. 16 ПБУ 10/99). Датой совершения операции в иностранной валюте считается день возникновения у организации права в соответствии с законодательством РФ или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции (п. 3 ПБУ 3/2006).

Но в силу прямой нормы, если приобретаемый товар оплачен в предварительном порядке, он принимается к учету в оценке в рублях по курсу, действующему на дату пересчета в рубли средств предварительной оплаты (в части, приходящейся на предварительную оплату). Дальнейший пересчет стоимости принятого к учету товара тоже не производится (п. 10 ПБУ 3/2006).

Следовательно, в данном случае импортируемый товар должен приниматься к учету Организацией по стоимости, которая пересчитана в рубли по курсу на дату совершения предварительной оплаты, при этом пересчета суммы расчетов с поставщиком в бухгалтерском учете не возникнет, а следовательно, не возникает курсовых разниц (пп. 3, 11 ПБУ 3/2006).

В анализируемой ситуации Организация 31.03.2021 перечислила поставщику аванс в сумме 22 369,00 USD. По курсу ЦБ РФ на эту дату 75,7023 руб. величина выданного аванса составила 1 693 384,75 руб. В дальнейшем сумма выданного аванса не должна была пересчитываться.

Соответственно, оприходование поступивших импортных товаров должно производиться по этому же курсу:

- поступление (акт, накладная, УПД) СТУТ-000386 от 04.04.2021 на 7841,91 USD 593 650,62 руб.;

- поступление (акт, накладная, УПД) СТУТ-000430 от 26.04.2021 на 555,00 USD 42 014,78 руб.;

- поступление (акт, накладная, УПД) СТУТ-000648 от 01.05.2021 на 13 972,09 USD 1 057 719,35 руб.

При этом курсовых разниц в бухгалтерском учете не возникает.

 

Налог на прибыль

 

В соответствии с п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (внереализационных расходов) учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, за исключением положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов. Порядок признания внереализационных доходов и внереализационных расходов в виде курсовых разниц установлен подп. 7 п. 4 ст. 271 и подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ соответственно (письмо Минфина России от 18.01.2017 N 03-03-06/1/1936), исходя из которых курсовые разницы по требованиям и обязательствам, стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), признаются на дату перехода права собственности на иностранную валюту, а также последний день текущего месяца.

В случае перечисления аванса, задатка расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБР на дату перечисления аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток) (письмо Минфина России от 27.12.2017 N 03-03-06/1/87488).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации налоговый учет аналогичен бухгалтерскому.

Учет выданного аванса и принятие к учету оплаченных за счет аванса товаров должно производиться по курсу доллара США на 31.03.2021 - 75,7023 руб.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ААС Буланцов Михаил

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Организация, имеющая право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, выбрала переход на ФСБУ 6/2020 перспективным способом.

Как отразить в примечаниях к отчетности, что стоимость основных средств правомерно не корректировалась и не переоценивалась (на случай вопросов от налоговых органов, администрирующих налог на имущество)?

 

Согласно п. 3 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Который должен соответствовать требованиям ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".

1. Организация, как имеющая право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, выбрала переход на ФСБУ 6/2020 перспективно (п. 51 ФСБУ 6/2020), т.е.:

- только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта;

- без корректировки сформированных ранее данных бухгалтерского учета;

- без пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет и не производя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода.

В таком случае организация применяет новые правила для признания объектов в качестве ОС и установления их элементов амортизации только для тех основных средств, которые были признаны в качестве таковых после начала применения Стандарта, т.е. после 01.01.2022.

Первоначальная стоимость и элементы амортизации объектов ОС, числящихся на балансе по состоянию на 01.01.2022, не пересматриваются, в т.ч. для них не устанавливается ликвидационная стоимость (считается равной нулю).

Переоценка основных средств при переходе на ФСБУ 6/2020 не проводится. Право на выбор учета ОС по переоцененной стоимости при переходе на новый Стандарт предусмотрен п. 49 ФСБУ 6/2020, который в данном случае не применяется, т.к. организация выбрала применение п. 51 ФСБУ 6/2020.

В бухгалтерской отчетности за 2022 год в примечаниях организации необходимо раскрыть выбранный ею способ отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020.

 

Например:

"С 1 января 2022 года организация применяет ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения". В связи с применением перспективного способа отражения изменений учетной политики в связи с началом применения данных Стандартов (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандартов, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета) корректировки данных финансовой отчетности отсутствуют. Единовременная корректировка балансовой стоимости основных средств, числившихся на 01.01.2022, не производилась".

 

2. Также, организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут согласно пп. 3 ФСБУ 6/2020:

- не применять порядок корректировки первоначальной стоимости ОС в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта ОС и восстановлению окружающей среды (предусмотренный п. 23 Стандарта);

- отказаться от проверки ОС на обесценение и не учитывать изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения (что предусмотрено п. 38 Стандарта);

- раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об ОС в ограниченном объеме (не указывать информацию, предусмотренную подпунктами "б", "в", "ж"-"о" п. 45, пунктами 46, 47 Стандарта).

В учетной политике организация может выбрать в соответствии с п. 13 ФСБУ 6/2020 учет основных средств по первоначальной стоимости.

В таком случае остаточная стоимость для целей налогообложения налогом на имущество определяется исходя из первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств.

 

К сведению:

В учетной политике для целей бухгалтерского учета в части учета основных средств организация указывает, что учет основных средств ведется в соответствии с ФСБУ 6/2020.

При этом отражается:

1) стоимостной лимит признания объекта в составе основных средств (п. 5 ФСБУ 6/2020) (например: "Затраты на приобретение, создание объектов основных средств первоначальной стоимостью менее 100 тыс. руб. признаются расходами периода, в котором они понесены. Такие активы учитываются за балансом");

2) выбор определения срока полезного использования ОС (например, линейный "исходя из ожидаемого периода эксплуатации") (п. 9 ФСБУ 6/2020);

3) выбор способа начисления амортизации для каждой группы ОС (пп. 34-36 ФСБУ 6/2020);

4) выбор даты начала и прекращения начисления амортизации (с даты признания ОС по дату списания или с 1-го числа следующего после принятия к учету месяца по 1 число месяца, следующего после списания ОС) (п. 33 ФСБУ 6/2020);

5) принятая классификация видов ОС (здания, инвентарь и т.п.) (п. 11 ФСБУ 6/2020), наличие группы "Инвестиционная недвижимость";

6) выбор способа последующего учета ОС (в т.ч. инвестиционной недвижимости) - по первоначальной стоимости или по переоцененной стоимости к группам ОС (п. 13 ФСБУ 6/2020).

Например: "После признания объекты основных средств оцениваются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости".

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Каткова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Организация на ОСНО подлежит обязательному аудиту. Она имеет транспортные средства, приобретенные в 2019, 2020, 2021 годах и не самортизированные. Срок амортизации заканчивается в 2026, 2027, 2028 годах. Все транспортные средства импортные, их стоимость на рынке значительно превышает балансовую стоимость.

Должна ли организация проверять основные средства на обесценение в порядке, предусмотренном МСФО "Обесценение активов" (ФСБУ 6/2020)? Если да, то каким образом?

 

Организация проверяет основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" (п. 38 ФСБУ 6/2020).

1. Организация вместо тестирования на обесценение каждого актива может определить группы ОС, в отношении которых проводится тест на обесценение, которые вместе являются единицей, генерирующей денежные средства (генерирующая единица) (наименьшая идентифицируемая группа активов, которая генерирует денежные притоки, в значительной степени независимые от денежных притоков от других активов или групп активов).

В пунктах 66-108 и Приложении С МСФО 36 установлены требования для идентификации генерирующей единицы, к которой относится актив, и определения балансовой стоимости генерирующих единиц и гудвилла, а также признания убытков от их обесценения.

Например, генерирующими единицами транспортного предприятия могут быть транспортные средства, используемые при оказании услуг, и транспортные средства, сдаваемые в аренду. Оборудование и прочие объекты ОС, которые сами не генерируют денежные потоки (например, ремонтные мастерские, офис) включаются в генерирующую единицу, с которой они связаны (исходя из 67 МСФО 36).

2. Организация должна на конец каждого отчетного периода проверять, нет ли каких-либо признаков обесценения активов. В случае наличия любого такого признака организация должна оценить возмещаемую сумму актива (п. 9 МСФО (IAS) 36). В соответствии с п. 8 МСФО (IAS) 36 актив обесценивается, если его балансовая стоимость превосходит возмещаемую сумму.

Смотрите определения в МСФО (IAS) 36):

- возмещаемая сумма актива или генерирующей единицы - справедливая стоимость за вычетом затрат на выбытие или ценность использования в зависимости от того, какая из данных величин больше;

- ценность использования - приведенная стоимость будущих денежных потоков, которые ожидается получить от актива или генерирующей единицы;

- справедливая стоимость - цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки. Справедливая стоимость - цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки на основном (или наиболее выгодном) рынке на дату оценки в текущих рыночных условиях (то есть цена выхода), независимо от того, является ли такая цена непосредственно наблюдаемой или рассчитывается с использованием другого метода оценки (п. 24 МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости").

Если один из данных показателей превосходит балансовую стоимость актива, актив не обесценен. В этом случае нет необходимости в оценке другого показателя (п. 19 МСФО (IAS) 36).

В данном случае справедливая стоимость объектов ОС выше балансовой стоимости. Это может подтверждаться данными активного рынка (например анализ предложений, в т.ч. новых активов, с учетом корректировки стоимости на использованные активы (которая может оцениваться исходя из профессионального суждения) (п. 20 МСФО (IAS) 36).

В примечаниях к отчетности в разделе, посвященном раскрытию сведений об основных средствах организации, указывается в разрезе групп ОС, например:

"Руководство не выявило признаков обесценения данной группы основных средств. При проверке группы на обесценение установлены признаки, указывающие на отсутствие обесценения по состоянию на 31.12.2022:

- справедливая стоимость аналогичных активов выше балансовой стоимости группы в связи с ростом цен на импортные транспортные средства. В качестве наблюдаемых исходные данных использовались сведения из следующих источников:..." (например ценовые предложения дилеров).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Каткова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Охранник написал заявление о предоставлении четырех оплачиваемых дней отпуска по уходу за ребенком-инвалидом.

Как оплачивается дополнительная работа по замене отсутствующего сотрудника другим охранником? Как оформить табель учета рабочего времени?

 

Как мы поняли, дополнительная работа по замене отсутствующего сотрудника будет выполняться остальными охранниками во время, свободное от основной работы. Такая работа может выполняться либо сверхурочно (если замена осуществляется в рабочий день) или как работа в выходной (если работник вызывается на замену в полностью свободный от работы день), либо как работа на условиях внутреннего совместительства по отдельному трудовому договору, заключенному на время отсутствия заменяемого работника.

Соответственно, оплата такой работы производится либо по правилам ст. 152-153 ТК РФ, либо в соответствиями с оговоренными условиями трудового договора по совместительству.

Табель формы 0504421 не предусматривает отметок для обозначения дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом. Однако Методические указания по применению форм первичных учетных документов, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, предоставляют учреждениям право самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики. В данном случае работодатель может включить в табель формы 0504421 дополнительный реквизит "ОВ" - по аналогии с табелем формы N Т-12 (0301007).

Заменяющим работникам отметки в табеле ставятся в соответствии с выбранным способом оформления замены: сверхурочная работа - "С", работа в выходной - "РП", работа по совместительству - "Ф".

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мазухина Анна

 

Ответ прошел контроль качества