Организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем, применяет нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
31.03.2022 11:38

Организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем, применяет нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль. Декларации по налогу на прибыль представляются ежемесячно. В январе 2022 года условие о доле дохода от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) на уровне не менее 70% было соблюдено. В феврале 2022 года приведенное условие не выполняется.

Может ли организация применить нулевую ставку налога на прибыль в марте 2022 года, если все необходимые для этого условия будут вновь соблюдены? С какого периода организация сможет применить нулевую ставку по налогу на прибыль, если соответствующее право утрачено ею в данном налоговом периоде?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Глава 25 НК РФ не определяет последствий утраты сельскохозяйственными товаропроизводителями права на применение нулевой налоговой ставки по итогам как отчетных, так и налоговых периодов. В частности, закон не запрещает в таких случаях ее применение в следующих отчетных (налоговых) периодах при условии выполнения по их итогам всех необходимых для этого условий. Соответственно, организация в рассматриваемой ситуации вправе применить нулевую ставку налога на прибыль по итогам отчетного периода январь-март, если все необходимые для этого условия будут вновь соблюдены.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере ноль процентов.

Из подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ следует, что для применения указанной категорией налогоплательщиков льготной налоговой ставки необходимо, чтобы в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких налогоплательщиков доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 того же пункта, составляла не менее 70 процентов (далее - доля доходов).

Иных условий или особенностей применения налоговой ставки, установленной п. 1.3 ст. 284 НК РФ, не установлено.

Налоговые обязательства по налогу на прибыль организаций (далее - Налог) определяются налогоплательщиками по итогам каждого отчетного и налогового периода (п. 2 ст. 286 НК РФ). Налоговым периодом по Налогу признается календарный год, а отчетными периодами для организации в рассматриваемой ситуации - месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (пп. 1, 2 ст. 285 НК РФ). При этом налоговые обязательства рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Из этого, по нашему мнению, следует, что решение вопроса о выполнении условий для применения налогоплательщиком пониженной налоговой ставки, предусмотренной п. 1.3 ст. 284 НК РФ, должно осуществляться по итогам каждого отчетного (налогового) периода, в данном случае по итогам января, января-февраля, января-марта и так далее до конца календарного года. Доля доходов при этом должна определяться не помесячно, а за весь отчетный (налоговый) период.

Аналогичные разъяснения представлены в письме Минфина России от 10.08.2012 N 03-03-06/1/396: оценка того, является ли организация сельскохозяйственным товаропроизводителем и вправе ли она применять пониженную ставку по Налогу, осуществляется применительно к соответствующему отчетному (налоговому) периоду (смотрите также письма Минфина России от 05.07.2019 N 03-03-06/1/49895, от 10.11.2017 N 03-03-07/74191, решение ФНС России от 20.01.2014 N 13).

В анализируемом случае по итогам января организацией соблюдалось условие о доле дохода, что указывает на возможность применения ею нулевой налоговой ставки по итогам первого отчетного периода. Если по итогам второго отчетного периода (январь-февраль) оно не соблюдалось, организация не имела права применять налоговую ставку ноль процентов и должна была исчислить налоговые обязательства с начала года до конца февраля с применением общей налоговой ставки.

Глава 25 НК РФ не определяет последствий утраты сельскохозяйственными товаропроизводителями права на применение нулевой налоговой ставки по итогам как отчетных, так и налоговых периодов. В частности, закон не запрещает в таких случаях ее применение в следующих отчетных (налоговых) периодах при условии выполнения по их итогам всех необходимых для этого условий.

Таким образом, поскольку законом не предусмотрено иное, считаем, что соблюдение организацией в данном случае условия о доле доходов по итогам третьего отчетного периода (января-марта) вновь позволяет организации исчислять налоговые обязательства по Налогу с применением льготной налоговой ставки, начиная с начала года и до конца марта. Это согласуется с выводом, представленным в письме Минфина России от 10.08.2012 N 03-03-06/1/396: если по итогам I квартала текущего года доля выручки от реализации сельхозпродукции составляет менее 70% от общего объема доходов, а по итогам полугодия (нарастающим итогом) - более 70%, в отношении прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции организация вправе применять ставку по налогу на прибыль организаций 0% по итогам полугодия.

Окончательное решение о ставке, с применением которой должны рассчитываться обязательства организации по Налогу, должно приниматься по итогам налогового периода (календарного года). Если условие о доле доходов будет соблюдено, Налог будет рассчитываться за весь год по нулевой налоговой ставке, в противном случае по общей.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Автономное образовательное учреждение в рамках своей учетной политики утвердило применение ф. 0504512 и ф. 0504515. Работник направляется в служебную командировку в два города (один - в Республике Казахстан, второй - в России) на шесть дней (три дня из которых он проведет в России, три дня - в Казахстане). Сотруднику выданы под отчет денежные средства на расходы, связанные с командировкой. Приобретен один электронный билет с указанием городов маршрута (город Россия - город Республики Казахстан, город Республики Казахстана - город России, город России - город России) и отдельной строкой сервисного сбора.

На одну служебную командировку необходимо заполнять два решения (ф. 0504512 и ф. 0504515)? Как разделить общую стоимость сервисного сбора к авиабилету, сумма которого распределяется на несколько маршрутов следования?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Ввиду неурегулированности ситуации действующими нормативными правовыми актами соответствующий порядок применения и заполнения Решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515) и Решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512) должен быть закреплен локальным актом автономного учреждения.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 2 приказа Минфина России от 15.06.2020 N 103н "О внесении изменений в приложения NN 1-5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 103н, Приказ N 52н) электронные первичные учетные документы и электронные регистры бухгалтерского учета, предусмотренные указанным приказом, применяются субъектами учета согласно принятой ими учетной политике с 01.01.2021 (смотрите также письмо Минфина России от 01.12.2021 N 02-07-07/98091).

Отметим, что приказ N 103н не содержит указаний по вопросу порядка оформления Решений о командировании (ф.ф. 0504512, 0504515) в случае направления одного работника в командировку в разные населенные пункты на территории Российской федерации, а также за ее пределами.

В свою очередь, Решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515) и Решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512) по своему содержанию с учетом заполнения страны командирования в форме ф. 0504515 и отсутствия таковой в ф. 0504512 отражают две отдельные командировки, одна из которых - по территории Российской Федерации, другая - на территории иностранного государства. Заполнение одного решения о командировании представляется не вполне корректно. Исходя из прямого прочтения положений Приложения N 5 к Приказу N 52н и анализа форм Решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512) и Решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515), а также порядка их заполнения, по нашему мнению, необходимо заполнять именно два отдельных решения.

Вместе с тем учитывая тот факт, что некоторые расходы при смешанной командировке (например, как в рассматриваемом случае уплата сервисного сбора), могут быть общими, то в такой ситуации порядок заполнения двух Решений о командировании, в частности порядок распределения общих расходов, необходимо закрепить локальным актом учреждения. Так, например, учреждением может быть выбрана база распределения в виде расходов по маршрутам следования с дальнейшим распределением сервисного сбора на отдельные суммы.

Таким образом, порядок применения Решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515) и Решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512) при смешанной командировке, а также порядок заполнения данных форм необходимо разработать и закрепить локальным актом учреждения.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Старовойтова Наталья

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

 

 

В организации для учета рабочего времени применяется унифицированная форма N Т-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Для обозначения дней освобождения от работы в связи с прохождением медицинского обследования используется обозначение "НВ" (для ситуаций, когда работник был освобожден от работы для сдачи крови, но по результатам медосмотра были выявлены противопоказания быть донором, и работодателю была представлена справка по форме N 401/у). То же обозначение ("НВ") используется и для дней отдыха за работу в выходные и праздничные дни.

Допустимо ли это? Необходимо ли использовать разные обозначения для учета рабочего времени в вышеуказанных случаях? Какие обозначения правомерно использовать для вышеуказанных случаев?

 

В соответствии с частью четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление N 1) для учета времени, фактически отработанного или неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду утвержден табель учета рабочего времени (формы N Т-12 и N Т-13).

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденным этим же постановлением (далее - Указания), для обозначения в табеле учета рабочего времени отработанного и неотработанного времени применяются условные обозначения, представленные на титульном листе формы N Т-12, в частности для выходных представлены обозначения "В" - "Выходные дни (еженедельный отпуск) и нерабочие праздничные дни", "ОВ" - "Дополнительные выходные дни (оплачиваемые)" и "НВ" - "Дополнительные выходные дни (без сохранения заработной платы)" (или цифровой код - соответственно "26", "27" и "28").

Когда работнику предоставляются дополнительные выходные дни, то есть дни отдыха, не предусмотренные Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором в качестве выходных дней, используются обозначения "НВ" или "ОВ" в зависимости от того оплачивается работодателем этот день или нет.

При этом поскольку законодательством не установлены конкретные случаи, когда в табеле учета рабочего времени необходимо использовать обозначение "НВ", полагаем, что такой код допустимо использовать во всех случаях, когда работнику предоставляются дополнительные дни отдыха без оплаты, если для этого случая не предусмотрен иной буквенный код.

В этой связи также напомним, что согласно Указаниям отметки в Табеле о причинах неявок на работу производятся на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных или общественных обязанностей, приказ о предоставлении другого дня отдыха за работу в праздник или выходной, приказ о предоставлении отпуска без сохранения и пр.).

Специального обозначения дней освобождения от работы в связи со сдачей крови Постановлением N 1 не предусмотрено.

Вместе с тем в ст. 165 ТК РФ донорство упоминается в числе случаев, когда работник исполняет государственные или общественные обязанности, а дни отдыха, предоставляемые работнику, сдавшему кровь, в силу части пятой ст. 186 ТК РФ всегда являются оплачиваемыми. Этим объясняется выбор условных обозначений, с помощью которых в табеле учета рабочего времени по формам N Т-12 и N Т-13 традиционно фиксируются дни выполнения донорской функции и донорские дни отдыха. Так, день сдачи крови и день связанного с этим медицинского осмотра (независимо от того, сдал работник после его прохождения кровь или нет) в табеле обозначается буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23". Аналогичное мнение высказывается и специалистами Роструда (смотрите, например, вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). А другой день отдыха, дополнительный день отдыха обозначается кодом "ОВ" или "27".

В то же время в силу ст. 186 ТК РФ средний заработок сохраняется лишь за работниками-донорами, сдавшими кровь, а за день медицинского осмотра без последующей сдачи крови за работником средний заработок не сохраняется.

Полагаем, что для таких случаев (когда работник был освобожден от работы для сдачи крови, но по результатам медицинского осмотра были выявлены противопоказания быть донором) работодатель может в локальном акте предусмотреть свое условное обозначение. Для обозначения в табеле такого дня можно предусмотреть, например, условное обозначение "ГН" или "НВ".

Согласно части первой ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

В силу части четвертой этой статьи отработавшему в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию может быть предоставлен другой день отдыха; в этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Поскольку другой день отдыха не оплачивается, такой день в табеле обозначается буквенным кодом "НВ" или цифровым кодом "28" как дополнительный выходной день (без сохранения заработной платы).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Воронова Елена

 

Ответ прошел контроль качества

 

Облагается ли НДФЛ единовременная выплата в размере 500 000 рублей учителю до 35 лет включительно, проживающему и работающему в сельской местности? Выплата назначена в соответствии с законом Вологодской области от 13.05.2021 N 4891-ОЗ "О единовременной выплате педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности"?

 

Согласно п. 79 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и (или) натуральной форме, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Вологодской области от 13.05.2021 N 4891-ОЗ (далее - Закон N 4891-ОЗ) установлена единовременная выплата в размере пятисот тысяч рублей педагогическим работникам в возрасте до 35 лет включительно, проживающим и работающим в сельской местности, отвечающим требованиям, предусмотренным в ст. 1 Закона N 4891-ОЗ.

В соответствии со ст. 4 Закона N 4891-ОЗ единовременная выплата, предусмотренная Законом N 4891-ОЗ, производится за счет средств областного бюджета.

Дополнительно смотрите письмо Минфина РФ от 29.12.2020 N 03-04-06/115853.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Организация (ОСНО) для своей деятельности закупает права на использование базы данных: сметно-нормативной, текущий уровень цен, базовые цены на определенную область. Срок пользования этими данными в договоре не указан, ограничений нет. Организация перечисленными данными пользуется максимально месяц, так как данные быстро устаревают и становятся не актуальными.

Имеет ли право организация такие расходы списывать единовременно в расход в целях бухгалтерского и налогового учета?

 

Налог на прибыль

 

Существует позиция, согласно которой если условиями лицензионного соглашения срок использования программы для ЭВМ или базы данных не установлен, расходы на приобретение неисключительных прав на данное программное обеспечение принимаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль не единовременно, как это сделано налогоплательщиком, а равномерно с учетом срока, установленного ГК РФ (пять лет) (постановление Одиннадцатого ААС от 18.04.2016 N 11АП-2863/2016 по делу N А72-6344/2015). Нормы п. 4 ст. 1235 ГК РФ касаются ситуации, когда в договоре не указан срок в виде конкретного периода времени и нет указания на бессрочное действие договора. Поэтому во избежание претензий со стороны налоговых органов возможно установить предполагаемый срок использования программ для ЭВМ с учетом срока, установленного ГК РФ (не менее пяти лет - п. 4 ст. 1235 ГК РФ), и учитывать равномерно расходы на приобретение права их использования в течение этого срока, установив такой порядок признания расходов в учетной политике в целях налогового учета. Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Организация приобрела программное обеспечение для ЭВМ на основании неисключительной лицензии. В договоре не указано, на какой срок выдана лицензия. Оплата по договору произведена разовым платежом. Каким образом в бухгалтерском и налоговом учете отразить программное обеспечение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)

В письме Минфина России от 15.02.2021 N 07-01-09/10106 указано, что если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ или он является бессрочным, то произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли. Таким образом, организация самостоятельно устанавливает срок, в течение которого расходы на приобретение прав на использование программ для ЭВМ и баз данных будут равномерно учитываться для целей налогообложения прибыли (смотрите также письма Минфина России от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743, от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52, от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25 и др.). Причем порядок определения такого срока должен быть установлен учетной политикой организации для целей налогообложения.

 

Бухгалтерский учет

 

Ежемесячно сумма платежа за предоставленное организации права использования базы/программного обеспечения, уплаченного в порядке единовременной выплаты, включается пользователем (сублицензиатом) в расходы отчетного периода на основании норм абзаца второго п. 39 ПБУ 14/2007, пп. 16, 18 п. 19 ПБУ 10/99.

При этом нормативные акты по бухгалтерскому учету не регулируют вопросы определения срока списания в случае, когда в договоре не указан срок использования ПО.

Полагаем, что порядок определения сроков может быть установлен в учетной политике организации (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации") для целей бухгалтерского учета следующим образом:

1) расходы на приобретение неисключительных прав признаются в течение срока, установленного п. 3 ст. 1238, п. 4 ст. 1235 ГК РФ (по общему правилу не менее пяти лет);

2) расходы на приобретение неисключительных прав признаются в течение срока, установленного самостоятельно. В данном случае, на наш взгляд, при установлении срока следует исходить из реального планируемого срока использования программного обеспечения в своей деятельности;

3) расходы на приобретение неисключительных прав признаются единовременно.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Коренева Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Учет СИЗ ведется по материально ответственным лицам, так как удобно формировать остатки наличия СИЗ по подразделениям.

Можно ли вести учет СИЗ по материально ответственным лицам на 27 счете при наличии карточек учета СИЗ на бумажном носителе по сотрудникам? Нужно ли на забалансе СИЗ учитывать по сотрудникам, или можно оставить по материально ответственным лицам?

 

Согласно прямой норме, установленной п. 386 Инструкции N 157н, аналитический учет по забалансовому счету 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" ведется в разрезе сотрудников (пользователей имущества), местонахождений объектов (адресов), объектов имущества (наименований форменной одежды), кодов классификации операций сектора государственного управления.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шубенкина Елена

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Можно ли при расчете и создании резерва по отпускам за 2021 год применить предельную величину страховых взносов (например, 30,2%)?

 

Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату (п. 15 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы").

Конкретной методики определения величины оценочного обязательства и порядка его признания ПБУ 8/2010 (как и другие нормативные документы) не содержит. Нет для данного случая пояснений ни в п. 17 ПБУ 8/2010, ни в приложении 2 к данному стандарту).

В примере 2 Рекомендации Р-23/2011-КпР "Оценочные обязательства по расчетам с работниками" упомянуто, в частности, что при расчете величины обязательства организация учитывает ожидаемые по состоянию на конец отчетного года годовые оклады работников, текучесть кадров и наиболее вероятные ставки страховых взносов. А в примере 3 этого документа указано на обязанность пересмотра допущений при расчете обязательства при существенном изменении факторов, от которых зависит величина фактических выплат работникам в будущем (например, изменение законодательства; условий, от которых зависят выплаты и т.п.). Об этом и п. 23 ПБУ 8/2010.

Сказанное позволяет нам обозначить такой подход: на момент определения величины обязательства используется тот тариф, который фактически применяется, в случае его смены обязательство уточняется.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Организация (ОСНО) приобрела прослеживаемый товар у организации - плательщика НДС.

Надо ли сдавать отчет об операциях с прослеживаемыми товарами?

 

В общем случае информация об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, включается налогоплательщиком НДС в декларацию по НДС.

Положениями абзаца третьего п. 33 Положения N 1108 установлен закрытый перечень операций, при осуществлении которых участник оборота товаров, являющийся налогоплательщиком НДС (не освобожденный от исполнения обязанностей налогоплательщика), обязан представлять Отчет (письмо ФНС России от 20.01.2022 N ЕА-4-15/527@). Такая необходимость возникает в случаях:

- приобретения (получения) ТПП у лиц, указанных в подп. "г" п. 13 Положения N 1108 (т.е. у неплательщиков НДС или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС);

- прекращения и возобновления прослеживаемости товаров, за исключением подп. "в"-"е" п. 4 и подп. "б" п. 5 Положения N 1108;

- реализации (передаче), приобретению (получению) ТПП, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Даже использование приобретенных с НДС товаров в деятельности, не облагаемой НДС (или в иных случаях невключения "входящего" НДС в книгу покупок), не требует отражения сведений из предъявленного поставщиком счета-фактуры в Отчете (письма ФНС России от 30.09.2021 N ЕА-4-15/13856@, от 03.09.2021 N ЕА-4-15/12520@).

То есть обязанность представления Отчета о приобретении прослеживаемого товара зависит от того, у кого был приобретен прослеживаемый товар, в частности монитор. При приобретении у лица, являющегося плательщиком НДС, сведения о такой покупке в Отчет не включаются.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Может ли иностранная организация (итальянская) предоставить заем в евро российской организации и перечислить евро на расчетный счет российской организации? Что нужно предусмотреть в таком договоре займа? Будет ли это в данном случае контролируемой задолженностью? Если да, то как ее учитывать?

 

Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (с изменениями и дополнениями):

4.1. Положения настоящего раздела распространяются на следующие договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами (проекты договоров, направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент).

4.1.5. Договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации займом или приравненных к займу) (далее - кредитный договор).

4.2. Сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам), указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, должна быть равна или превышать эквивалент:

- для импортных контрактов или кредитных договоров - 3 млн рублей;

- для экспортных контрактов - 6 млн рублей.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору), указанному в пункте 4.1 настоящей Инструкции, определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) - на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

П. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями и дополнениями): Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Письмо Федеральной налоговой службы от 14 июля 2020 г. N БВ-4-17/11353@ "Об обязательстве резидента по зачислению иностранной валюты или валюты РФ на свои банковские счета в уполномоченных банках": Исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, причитающуюся по внешнеторговому договору (контракту), перечислен в частях 2, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6 и 7 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, а также в части 4 статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ.

В иных случаях резидент обязан исполнить обязанность, предусмотренную подпунктом 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, путем зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Хмелькова Елена

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Организация в 2021 году находилась на УСН "доходы", с 2022 года она перешла на УСН "доходы минус расходы". В 2021 году ООО приобрело по кассовым чекам стройматериалы и построило временное сооружение на автостоянке.

Может ли ООО принять в расходы чеки 2020 года через подотчет, оплатить эти чеки в 2021 году подотчетному лицу и принять в эксплуатацию данное сооружение в 2021 году?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Затраты на строительство объекта основных средств, введенного в эксплуатацию в периоде применения УСНО "доходы минус расходы", учитываются в расходах при условии оплаты понесенных расходов, их документального подтверждения, экономической обоснованности и эксплуатации объекта в предпринимательской деятельности.

 

Обоснование вывода:

Для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю (второй абзац п. 2 ст. 348.18 НК РФ). При этом за налогоплательщиком сохраняются обязанность уплатить минимальный налог и право перенести убыток, полученный в текущем году, на следующие периоды (пп. 6 и 7 ст. 346.18 НК РФ).

Налогоплательщики с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов" при определении налоговой базы учитывают только те расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письма Минфина России от 23.03.2017 N 03-11-11/16982, от 13.02.2013 N 03-11-06/2/3694, от 20.12.2012 N 03-11-06/2/147, ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932, УФНС России по г. Москве от 09.12.2011 N 16-15/119728@).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, в частности, на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 указанной статьи Кодекса).

Основными средствами для цели УСН являются объекты, которые соответствуют признакам амортизируемого имущества по правилам главы 25 НК РФ (ст. 256, 257, п. 4 ст. 346.16 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ предусмотрено, что расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитывают после ввода этих основных средств в эксплуатацию независимо от того, что такие расходы были понесены налогоплательщиком в периоде применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов (смотрите письма Минфина России от 11.12.2019 N 03-11-11/96917, от 18.10.2017 N 03-11-11/68187, от 17.08.2018 N 03-11-11/58541, от 24.07.2013 N 03-11-11/29209, от 25.02.2013 N 03-11-11/81, письмо УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/135873).

Согласно абзацу 9 п. 3 ст. 346.16 НК РФ указанные расходы признаются в размере первоначальной стоимости этого ОС, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в 2022 году может учесть расходы на строительство временного сооружения на автостоянке, если:

1) расходы на строительство основного средства оплачены (неважно, в 2021 или в 2022 году),

2) основное средство введено в эксплуатацию в 2022 году,

3) основное средство используется в предпринимательской деятельности,

4) расходы на строительство основного средства экономически обоснованны и направлены на получение дохода,

5) расходы подтверждены документально.

Документальным подтверждением произведенных расходов могут являться первичные документы: авансовые отчеты, акты выполненных работ, копии платежных поручений, акты на списание строительных материалов, отчеты о расходе материалов и другие первичные учетные документы. Кассовый чек, выданный подотчетному лицу, также является первичным документом, на основании которого организация может учесть расходы (смотрите Вопрос: Можно ли учесть расходы, если кассовый чек (БСО) подотчетному лицу организации (ИП) был выдан как физическому лицу, т.е. без указания реквизитов, предусмотренных п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июль 2019 г.)).

Отметим также, что подтверждающие документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и из этих документов должно быть четко и определенно видно, какие расходы были произведены (письма Минфина России от 1 октября 2019 г. N 03-03-06/1/75343, от 8 ноября 2019 г. N 03-03-06/1/86247, от 18 ноября 2019 г. N 03-03-07/88709, от 5 декабря 2019 г. N 03-03-06/2/94579).

Если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями законодательства РФ, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не учитываются для целей налогообложения как не имеющие надлежащего документального подтверждения. При этом QR-код является обязательным реквизитом, который должен содержать кассовый чек (письмо Минфина России от 14.10.2019 N 03-03-06/1/78500).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Школина Марина

 

Ответ прошел контроль качества

 

Индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность. Налоговый орган в одностороннем порядке и без заявления ИП снял с регистрационного учета онлайн-кассу после внесения записи в ЕГРИП в силу п. 18 ст. 4.2 Закона о ККТ. Но вслед за этим направил требование о представлении фискальных данных и отчета о закрытии фискального накопителя со ссылкой на п. 16 ст. 4.2 Закона о ККТ.

Соответствует ли это законодательству? Какова ответственность?

 

Действительно, п. 18 ст. 4.2 Закона о ККТ не содержит требований представить фискальные данные и отчет о закрытии ФН для ситуации одностороннего/беззаявительного снятия налоговыми органами с регистрационного учета ККТ при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Нет в нем и отсылок на иные нормы этого НПА, которые такие требования устанавливают (имеются в виду пп. 8, 8.1 и 16 ст. 4.2 Закона о ККТ).

Те официальные разъяснения, которые нам оперативно встретились, также не указывают на такую обязанность (смотрите Вопрос: Каков порядок снятия с учета ККТ при прекращении деятельности ИП/ЮЛ? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2019 г.) и Вопрос: В случае прекращения налогоплательщиком деятельности в качестве ИП/ЮЛ в какой срок необходимо предоставить заявление для снятия ККТ с регистрационного учета? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", январь 2022 г.)).

Поэтому формально направление требования о представлении фискальных данных и отчета о закрытии ФН с указанием в качестве обоснования только п. 16 ст. 4.2 Закона о ККТ, на наш взгляд, не совсем корректно. Тем не менее во избежание негативных последствий в виде применения ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ или углубления контрольных мероприятий рекомендуем физлицу в установленном порядке обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Также напоминаем о возможности получить разъяснения (информации) регулятора и контролера, установленной непосредственно Законом о ККТ (п. 9 ст. 1.2 и п. 7 ст. 7 Закона о ККТ).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

В некоторых учреждениях по состоянию на 01.01.2021 по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством существуют переплаты по взносам, что подтверждается выписками операций по расчетам с бюджетом. Переплаты взносов образованы за периоды после 2017 года.

Можно ли уменьшать уплату текущих или предстоящих страховых взносов по этому налогу на суммы переплат самостоятельно, или необходимо подавать в ИФНС заявления?

 

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет плательщика страховых взносов) плательщика страховых взносов по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете (возврате) подается по формам, утвержденным приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ (далее - Приказ N ММВ-7-8/182@). Рекомендуемые форматы представления указанных заявлений в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 18.03.2019 N ММВ-7-8/137@.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ). О принятом решении налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ, п. 3.2.4 Методических рекомендаций). Форма сообщения утверждена приложением 4 к Приказу N ММВ-7-8/182@.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мозалева Наталья

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Российская организация на ОСН (далее - организация) занимается оптовой торговлей стабилизаторами, аккумуляторами. Российская транспортная компания (далее также - перевозчик) оказывала организации курьерские услуги по доставке документов в Республику Казахстан и Республику Беларусь. Доставку экспортных или импортных товаров для организации перевозчик не осуществлял. Транспортная компания предоставляет документы на услуги, в которых указана ставка НДС то 20%, то 0%. Позже транспортная компания предложила подписать Соглашение, согласно которому перевозчик оказывает организации услуги, облагаемые НДС по ставке 0%.

Существуют ли налоговые риски, если организация в учете проведет документы перевозчика на оказанную услугу доставки документов со ставкой НДС 0%?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Применение транспортной компанией-перевозчиком ставки НДС 0% в анализируемой ситуации мы считаем ошибочным. При этом налоговые риски возникают у перевозчика, а не организации.

 

Обоснование вывода:

Порядок взимания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) установлен положениями Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее - Договор) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору (далее - Протокол).

Согласно положениям Протокола при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов (их копий), предусмотренных п. 4 Протокола, в том числе договора (контракта), заключенного с налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, и заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.

Согласно п. 28 раздела IV Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в общем случае осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Место реализации работ, услуг для целей исчисления НДС определяется согласно п. 29 раздела IV Протокола.

Поскольку транспортно-логистические услуги не поименованы в подпунктах 1-4 п. 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно подп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг (письма Минфина России от 20.07.2018 N 03-07-08/50929, от 14.07.2017 N 03-07-13/1/44838, от 02.09.2015 N 03-07-13/1/50600, от 19.03.2015 N 03-07-13/1/15028, письмо ФНС России от 13.10.2021 N ЕА-4-15/14526@).

В этой связи в целях применения НДС местом реализации транспортно-логистических услуг, оказываемых организации российской транспортной компанией-перевозчиком, признается территория РФ. Соответственно, налогообложение осуществляется по правилам, установленным гл. 21 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 157 НК РФ при осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок по единым тарифам с предоставлением льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога).

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога (подп. 1 п. 1 ст. 146, абзац первый п. 1 ст. 168 НК РФ).

Порядок применения налоговой ставки регламентируется ст. 164 НК РФ. Если иное не предусмотрено пп. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ, то налогообложение производится по налоговой ставке 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

В силу подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС 0% применяется при оказании, в частности:

- услуг по международной перевозке товаров. Под таким перевозками понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ;

- транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен здесь же, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров.

Однако отправляемые организацией в Казахстан и Беларусь документы не являются экспортируемыми (или импортируемыми) товарами. Поэтому применение ставки НДС 0% в рассматриваемом случае необоснованно.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация услуг на территории РФ. Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ. Так, в соответствии с подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, является территория РФ при условии, что данные услуги оказываются, в частности, российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ.

Как указано в письме Минфина России от 28.07.2021 N 03-07-13/1/60259, место реализации услуг по перевозке определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подп. 5 п. 29 Протокола. В связи с этим в целях применения НДС местом реализации услуг по перевозке, оказываемых российской организацией, признается территория РФ, и, соответственно, такие услуги облагаются НДС в РФ по ставке 20 процентов в соответствии с п. 3 ст. 164 НК независимо от маршрута перевозки. Смотрите также письмо Минфина России от 22.05.2019 N 03-07-13/1/36673.

Поскольку услуги перевозки документов оказываются российской организацией - перевозчиком, местом реализации услуг будет признаваться территория РФ. В связи с этим такие услуги облагаются НДС по ставке 20%.

Таким образом, применение ставки НДС 0% в анализируемой ситуации мы считаем ошибочным.

Заметим, что налоговые риски при этом возникают у перевозчика, поскольку у него возникает занижение суммы НДС, начисленной к уплате в бюджет.

У организации при получении от перевозчика счета-фактуры с нулевой ставкой НДС не возникает основания для налоговых вычетов, а следовательно, и занижения начисленной суммы НДС.

 

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ААС Буланцов Михаил

 

Ответ прошел контроль качества

 

 

Российская организация (доверитель) заключила договор с агентом (поверенным) из Республики Беларусь, который от своего имени заключит с Белорусским государственным институтом метрологии договор о выполнении метрологической экспертизы методики организации доверителя. Поверенный по договору получает вознаграждение, в том числе он уплачивает белорусский НДС - 20%. Также ему возмещаются дополнительные расходы без НДС. Работы выполняются на территории Республики Беларусь. Поверенный выставляет счет-фактуру с НДС.

Что считается местом реализации услуг? Является ли доверитель налоговым агентом по НДС? Как отразить операцию в декларации по НДС?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Работы по проведению метрологической экспертизы прямо не поименованы в списке работ (услуг), при проведении (оказании) которых местом реализации признается территория государства - заказчика услуг. Полагаем, что есть аргументы считать, что местом выполнения данных работ территория РФ не является. Соответственно, работы на территории РФ НДС не облагаются, обязанностей налогового агента у доверителя не возникает, в том числе и в отношении вознаграждения поверенного.

Для устранения сомнений по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минфин России за разъяснениями.

В случае же отнесения услуг по метрологической экспертизе к консультационным (или инжиниринговым) услугам местом реализации для целей НДС будет считаться Российская Федерация. Тогда доверитель будет являться налоговым агентом, при условии, что поверенный не состоит на учете в налоговом органе РФ или состоит только в связи с наличием у него имущества, транспортных средств, расчетного счета на территории РФ или обособленного подразделения, через которое он не осуществляет деятельность по данной операции.

 

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Случаи, когда налогоплательщик признается налоговым агентом по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ.

Заказчик при приобретении услуг (работ) у иностранных лиц признается налоговым агентом, если местом реализации этих услуг является территория РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ). Это касается иностранных лиц:

- не состоящих на учете в налоговых органах либо состоящих только в связи с нахождением на территории РФ принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;

- состоящих на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации) (п. 1 ст. 161 НК РФ).

До 1 октября 2021 года российская организация не должна была выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания была зарегистрирована в налоговой инспекции по месту нахождения недвижимости в РФ или транспортных средств, открытия счета в банке на территории РФ и в случае, если у этой иностранной компании было обособленное подразделение на территории РФ.

С 1 октября 2021 года, как мы видим, перечень ситуаций, когда российские заказчики должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС при приобретении услуг у иностранных лиц, расширен.

Но как до, так и после 1 октября 2021 года эти обязанности должны исполняться только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Порядок определения места реализации услуг (работ) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 НК РФ (письмо Минфина России от 30.05.2019 N 03-07-11/39440).

По общему правилу место реализации услуг и работ устанавливается по месту деятельности их исполнителя, если в ст. 148 НК РФ (для конкретного вида услуг и работ) не предусмотрен специальный порядок - подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Вместе с тем порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29.05.2014) (далее - Протокол). В силу п. 1 ст. 7 НК РФ этот Протокол имеет приоритет перед налоговым законодательством РФ.

В соответствии с подп. 5 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подп. 1-4 п. 29 Протокола.

То есть местом реализации работ (услуг) признается территория того государства, налогоплательщиком которого является исполнитель работ (услуг). Исключением являются работы (услуги), поименованные в подп. 1-4 п. 29 Протокола.

Согласно подп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.

Данные положения также применяются при оказании услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных настоящим подпунктом (подп. 4 п. 29 Протокола). Таким образом, посреднические услуги следуют за приобретаемой посредником услугой.

В данном случае предметом договора российского заказчика с иностранным контрагентом является заключение посредником из Республики Беларусь договора с белорусской организацией о выполнении метрологической экспертизы методологии заказчика. В результате предоставления данной услуги российский заказчик получает экспертную оценку своей методологии.

Услуги проведения экспертизы напрямую не поименованы в подп. 1-4 п. 29 Протокола.

Рассмотрим возможность отнесения услуг проведения экспертизы к услугам, приведенным в подп. 4 п. 29 Протокола, согласно определениям услуг, содержащимся в п. 2 Протокола.

Так, согласно определениям в п. 2 Протокола:

- консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;

- инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ результатов таких испытаний);

- услуги по обработке информации - услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

- научно-исследовательские работы - проведение научных исследований, обусловленных техническим заданием заказчика;

- опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы - разработка образца нового изделия, конструкторской документации для него или новой технологии.

Легальное определение термина "экспертиза" в законодательстве России отсутствует.

В широком смысле под экспертизой можно понимать исследование объекта компетентными лицами (экспертами) на предмет его соответствия определенным критериям (требованиям), результатом которого является экспертная оценка (заключение).

Из определений, данных в ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", следует, что метрологической экспертизой является анализ и оценка правильности установления и соблюдения метрологических требований применительно к объекту, подвергаемому экспертизе.

Согласно п. 3 ст. 14 Закона N 102-ФЗ порядок проведения обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Такой Порядок в Российской Федерации утвержден приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 30.07.2015 N 2167.

Согласно п. 5 Порядка при проведении метрологической экспертизы институт проводит анализ и оценку правильности установления и соблюдения метрологических требований, а именно:

а) наличие, полноту и правильность изложения метрологических требований, включая требования к показателям точности, к измерениям, средствам измерений, стандартным образцам, методикам (методам) измерений, методам оценки соответствия характеристик объектов регулирования;

б) реализуемость установленных обязательных метрологических требований, включая требования к показателям точности;

в) соответствие показателей точности заданным требованиям к объектам регулирования;

г) соответствие средств и методик (методов) исследований (испытаний) и измерений установленным показателям точности измерений;

д) возможность метрологического обеспечения указанных в проекте акта средств измерений, технических систем и устройств с измерительными функциями;

е) соответствие алгоритмов обработки результатов измерений задачам исследований (испытаний) и измерений, изложенным в проекте актов;

ж) правильность использования метрологических терминов, наименований и обозначений измеряемых величин.

Мы не обладаем техническими познаниями, которые позволяют квалифицировать услуги метрологической экспертизы в том или ином качестве с точки зрения соответствия ст. 148 НК РФ и подп. 4 п. 29 Протокола. Но исходя их указанных выше применяемых в российском законодательстве мероприятий (анализ и оценка), производимых при проведении метрологической экспертизы, у нас есть сомнения в том, что они могут быть отнесены в консультационным услугам или же к инжиниринговым.

Так, если прямо читать положения подп. 4 п. 29 Протокола, то услуги метрологической экспертизы здесь не поименованы. Тем более что в данном соглашении с контрагентом (институтом) речь идет не об оказании услуг, а о выполнении работ, и, как мы видим, исполнитель (поверенный) предъявляет в составе вознаграждения белорусский НДС.

Нами не обнаружены официальные разъяснения по вопросу квалификации интересующих работ, а также судебные решения по вопросу обложения НДС работ по проведению метрологической экспертизы. Упоминание метрологической экспертизы встречено нами в постановлении Двенадцатого ААС от 19.01.2021 N 12АП-11233/20 по делу N А12-10528/2020 (но вопрос не касался налогообложения). Здесь проведение метрологической экспертизы сопутствовало этапу аттестации объекта, для этих целей приобретался комплект средств измерений. А в постановлении Восемнадцатого ААС от 04.05.2018 N 18АП-4524/18 (также не касалось налогообложения) в составе работ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ выполнялась метрологическая экспертиза проектной документации. К сожалению, решения также не вносят ясности в вопрос квалификации обсуждаемых работ в том или ином качестве.

1. Если все же придерживаться позиции (нам она представляется сомнительной), что проведение экспертизы можно отнести к консультационным услугам, например, при возможности считать, что исходя из вышеприведенного определения консультационных услуг экспертом определяются и оцениваются проблемы и возможности лица по различным вопросам (получение экспертной оценки), то в данном случае оценивается методика измерений заказчика на предмет ее соответствия метрологическим требованиям. Если же полагать, что обсуждаемые работы относятся к инжиниринговым, то приближенно можно говорить о проведении технических испытаний и анализе результатов таких испытаний.

Что будет в случае такой квалификации?

При отнесении услуг метрологической экспертизы к консультационным (или инжиниринговым), местом реализации данной услуги для целей НДС согласно подп. 4 п. 29 Протокола будет являться Российская Федерация (по месту заказчика услуг). И в случае, если поверенный не состоит на учете в налоговой инспекции в РФ или состоит, но только потому, что у него на территории РФ есть недвижимость, транспортные средства, открыт расчетный счет, или он имеет подразделение на территории РФ, но в выполнении этого договора обособленное подразделение не принимает участие, российская организация будет являться налоговый агентом по НДС.

Налоговыми агентами являются также лица, сами не являющиеся плательщиками НДС, например, применяющие специальные режимы налогообложения или получившие освобождение от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 13.04.2021 N 03-07-14/27456, от 24.09.2015 N 03-07-11/54577).

Смотрите более подробно в Энциклопедии решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) иностранными лицами.

В обязанность налоговых агентов входит заполнение налоговой декларации по НДС по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (общеустановленная форма) (п. 5 ст. 174 НК РФ, п. 1, п. 3 Порядка заполнения декларации по НДС, далее - Порядок).

Налоговые агенты включают в декларацию по НДС раздел 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента". Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу.

По строке 020 указывается наименование иностранного лица.

Исчисленная и уплаченная в бюджет налоговым агентом сумма налога отражается по строке 060 раздела 2 Декларации (абзац 3 п. 37.7 Порядка).

По строке 070 раздела 2 Декларации отражается код операции "1011712" согласно приложению N 1 к Порядку (п. 37.8 Порядка).

В случае, если приобретенные услуги используются организацией в облагаемой НДС деятельности, то уплаченный в качестве налогового агента НДС может быть принят к вычету после постановки на учет услуг на основании первичных документов исполнителя и собственного счета-фактуры (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 23 Правил ведения книги покупок).

Налоговый вычет агентского НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

Также счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты поверенному, у плательщиков НДС должны быть отражены в разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии налога к вычету - в разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

Смотрите Пример заполнения Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (форма по КНД 1151001) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, октябрь 2021 г.).

2. Но если мы исходим из того, что работы (услуги) по метрологической экспертизе в подп. 4 п. 29 Протокола не поименованы (не относятся ни к консультационным, ни к инжиниринговым), то данные работы (услуги) облагаются налогом в общем порядке по месту нахождения исполнителя (подп. 5 п. 29 Протокола). Соответственно, доверитель не будет являться налоговым агентом. Эта позиция нам представляется более обоснованной.

Тогда в декларации по НДС доверитель должен отразить данную операцию в разделе 7, что закреплено порядком заполнения декларации. В графе 1, в частности, нужно указать код операции в соответствии с приложением 1 к Порядку заполнения декларации (п. 44.2 названного порядка). Для операции реализации услуг, местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 147 НК РФ, п. 3 Протокола), установлен код 1010812.

В графе 2 указывается стоимость работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ в соответствии со ст. 147, 148 НК РФ, а также пп. 3, 29 Протокола (п. 44.3 Порядка заполнения декларации).

Показатели в графах 3 и 4 не заполняются (в названных графах ставится прочерк).

В заключение отметим, что документами, подтверждающими место оказания услуг в данном случае, будут являться контракт и документы, подтверждающие факт оказания услуг (п. 4 ст. 148 НК РФ).

Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным ситуациям нами не обнаружено. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Не исключено, что налоговый орган при проверке будет придерживаться иной позиции. Так, например, в письме Минфина России от 03.09.2020 N 03-07-08/77399 представлен вывод о том, что услуги по инспекции состояния воздушных судов с целью определения возможности продолжения их эксплуатации в целях применения НДС не относятся к услугам, непосредственно связанным с судном, а потому не подпадают под действие подп. 2 п. 1, подп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ.

Ввиду того, что официальные разъяснения по вопросу отнесения услуг экспертизы к консультационным (инжиниринговым) отсутствуют, для устранения сомнений по данному вопросу организация вправе обратиться за соответствующими письменными разъяснениями в Минфин России (https://minfin.gov.ru/ru/appeal/?agree_4=1) (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Также возможно обратиться в налоговый орган за разъяснениями на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Кроме того, для получения консультации можно позвонить по единому номеру: 8 (800) 222-2222 (письмо ФНС России от 09.09.2021 N КВ-3-14/6138@).

 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Вопрос: Организация (доверитель) заключила договор поручения с организацией Республики Беларусь (поверенный). Он повезет в Республику Беларусь российскую разработку (норматив ПДК), заключит с белорусской научно-исследовательской организацией (далее - НИИ) договор и получит результат услуги - экспертное заключение (соответствует или нет норматив ПДК требованиям нормативных актов Республики Беларусь). Если организация является заказчиком услуг, то будет ли считаться местом реализации услуг Республика Беларусь? Возникают ли у организации обязанности по уплате НДС? Нужно ли в платежном поручении при перечислении денежных средств указывать "в т.ч. НДС"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Школина Марина

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

 

 

ООО (ОСН, малое предприятие) ранее заключило договор комиссии, согласно которому, являясь комиссионером, принимает на себя обязанность от своего имени, но за счет комитента оказывать услуги. В 2020 году данный комитент оказался должником (дебиторская задолженность), по которому теперь идет судебное разбирательство (с возможным банкротством комитента). То есть ООО (комиссионер) оказало услугу в полном объеме, рассчиталось с поставщиками, а комитент не оплатил комиссионеру услуги. В 2021 году выяснилось, что вероятность возврата долга очень мала. Предполагается, что суды должны закончиться в 2022 году. Общая задолженность комитента - 700 тыс. руб. Резерв в 2020 году в налоговом учете создан в размере 10% от выручки 2020 года в размере 60 тыс. руб.; в 2021 году - 10% от выручки 2021 года - 40 тыс. руб. В 2022 году, возможно, весь оставшийся долг в размере 600 тыс. руб. (700 - 60 - 40) нужно будет списать, тем самым образуется убыток.

Правильно ли в налоговом учете был создан резерв по сомнительным долгам с учетом задолженности комитента по возмещению расходов, связанных с оказанием комиссионером услуг по договору комиссии? Возможно ли признать в налоговом учете сумму оставшегося долга, не покрытого резервом по сомнительным долгам, в составе безнадежного долга?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Неоплаченные комитентом расходы комиссионера являются задолженностью комитента в связи с оказанием комиссионером услуг по договору комиссии, и, соответственно, учитываются при формировании резерва по сомнительным долгам.

После внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра юридического лица, в отношении которого было открыто конкурсное производство, конкурсный кредитор вправе признать образовавшуюся задолженность безнадежной и включить эту сумму в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются убытки в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (письма Минфина России от 24.09.2021 N 03-03-06/1/77549, от 02.09.2021 N 03-03-06/2/71112).

Статьей 266 НК РФ определены понятия сомнительного долга (п. 1 ст. 266 НК РФ) и безнадежного долга (п. 2 ст. 266 НК РФ) для целей их последующего учета при формировании и использовании резерва по сомнительным долгам. При этом суммы сомнительных долгов определяют в предусмотренном порядке размер резерва, а суммы безнадежных долгов (ранее включенных в резерв) при наличии установленных условий списываются за счет него.

Формирование резерва по сомнительным долгам (далее - резерв) в налоговом учете является правом налогоплательщика (п. 3 ст. 266 НК РФ, письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-03-06/1/295). Из норм ст. 266 НК РФ следует, что резерв формируется на последнее число отчетного (налогового) периода.

Решение о формировании резерва подлежит отражению в учетной политике для целей налогообложения (п. 2 ст. 11, ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20.03.2015 N 03-03-06/1/15533, постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.06.2015 N Ф04-19602/15 по делу N А27-15483/2014).

В п. 1 ст. 266 НК РФ определено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Таким образом, задолженность признается сомнительной в момент наступления сроков оплаты (смотрите также письмо от 10.07.2017 N 03-03-06/1/43647).

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

По своему характеру деятельность комиссионера в рассматриваемом случае по оказанию услуг, связанных с оформлением заказов по подаче подвижного состава, сама является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ).

В свою очередь, помимо уплаты комиссионного вознаграждения, комитент обязан возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы (ст. 1001 ГК РФ).

Информация о суммах, израсходованных комиссионером для исполнения договора, отражается в отчете, предоставляемом комиссионером комитенту (ст. 999 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданской, семейной и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Таким образом в силу указанных норм неоплаченные комитентом расходы комиссионера являются задолженностью комитента в связи с оказанием комиссионером услуг по договору комиссии.

Соответственно, в силу п. 1 ст. 266 НК РФ любая задолженность, связанная с оказанием услуг по договору комиссии, не погашенная комитентом в сроки, установленные договором комиссии, будет считаться для комиссионера, на наш взгляд, сомнительным долгом.

Между тем в письме Минфина России от 17.04.2006 N 03-03-04/1/343 указано, что в части задолженности принципала агенту по возмещаемым расходам учесть эти суммы в составе безнадежной задолженности для формирования резерва можно было только до 01.01,2005, когда в соответствии со старой редакцией п. 1 ст. 266 НК РФ "сомнительным долгом признавалась любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором...", независимо от того, связана ли она с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг или нет.

Однако, по мнению Минфина России, после 01.01.2005 сомнительным долгом признается не любая задолженность, а только та, которая связана с реализацией.

Тем не менее п. 1 ст. 266 НК РФ определяет задолженность именно как связанную с оказанием услуг, а не конкретно как за оказанные услуги. С учетом специфики расчетов по договору комиссии такая задолженность, на наш взгляд, должна формироваться не только исключительно за счет комиссионного вознаграждения, но и за счет расходов комиссионера, не оплаченных комитентом в рамках договора комиссии.

Также добавим, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), что, по нашему мнению, позволяет организации формировать резерв в налоговом учете по всей задолженности комитента, а не только по сумме задолженности в размере комиссионного вознаграждения. Однако правомерность данных действий организация должна быть готова отстаивать в суде.

Перечень оснований для признания долгов безнадежными (нереальными ко взысканию) установлен п. 2 ст. 266 Кодекса и является закрытым (письмо Минфина России от 17.12.2020 N 03-03-06/1/110632).

В п. 2 ст. 266 НК РФ определено, что безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым:

- истек установленный срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

- обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

- обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ).

При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления (письмо Минфина России от 16.06.2021 N 03-03-06/1/47424). Акты судов не рассматриваются в качестве актов государственных органов для целей применения НК РФ (письма Минфина России от 21.01.2021 N 03-03-06/2/3026, от 06.12.2019 N 03-03-06/1/94824);

- обязательство прекращено в связи с ликвидацией должника (ст. 419 ГК РФ).

В письме Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6313 разъяснено, что дебиторская задолженность организации, признанной банкротом и в отношении которой введена процедура конкурсного управления, не может быть признана безнадежной до завершения конкурсного производства при условии, что кредитор заявил свои требования в установленном порядке и включен в реестр кредиторов. В другом письме Минфина России от 05.05.2012 N 03-03-06/2/53 указано, что после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра юридического лица, в отношении которого было открыто конкурсное производство, конкурсный кредитор вправе признать образовавшуюся задолженность безнадежной и включить эту сумму в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 17.05.2021 N 03-03-06/2/37354, от 14.03.2014 N 03-03-06/1/11063, от 19.09.2012 N 03-03-06/1/487, определение Верховного Суда РФ от 04.03.2019 N 306-ЭС19-836 по делу N А72-786/2018).

Данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в ответе. Напомним, что для устранения сомнений налогоплательщик вправе обратиться за соответствующими письменными разъяснениями в Минфин России (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ситдиков Ирек

 

Ответ прошел контроль качества

Обновлено ( 31.03.2022 11:38 )